Газетный Уотергейт

Взлет и падение Руперта Мердока как зеркало современных СМИ

В журналистике, как и в любой драме, имеется свой канонический “жанровый” злодей. Сейчас эта роль перешла к газетному магнату Руперту Мердоку, самому богатому, самому могущественному и самому циничному из медийных королей мира сего. Но, достигнув вершины власти, он, как президент Никсон, подавился ею, стал ее жертвой. Жертвой газетного Уотергейта.

Взлет и падение Руперта Мердока как зеркало современных СМИ

Признаемся честно: и мы, потребители продукции империи Мердока, тоже соучастники, хотя и пассивные, этого Уотергейта. Мы, ликуя и содрогаясь, подсматривали в замочную скважину и подслушивали под дверью, к которой нас примагничивал коварный соблазнитель Мердок. Так поступают многие. Но Мердок отличался от них своим грандиозным размахом. Согласно первым данным, количество жертв составило четыре тысячи. Сейчас называют цифры в два-три раза больше.

Но почему это Мердок гулял по Темзе так же вольно, как Стенька Разин — по Волге? А потому, что по влиянию на политическую жизнь Англии у него не было соперников. Почти все премьеры, начиная с Гарольда Вильсона, кланялись в ноги Мердоку. С одной стороны, они боялись его, с другой — нуждались в нем. Мердок был вторым, кого принял Кэмерон, став премьер-министром.

Мечтой и целью Мердока было добиться такого же положения и в Соединенных Штатах. Свой поход на Вашингтон он начал с захвата когда-то либеральной The New York Post. Под Мердоком эта газета стала знаменем перемен не только в американской журналистике, но и в образе жизни американцев. Началась поголовная “госсипизация” и того и другого. (“Госсипизация” в переводе звучит несколько неуклюже — “сплетнизация”.) Шестая полоса газеты “Пост”, полная лжи и вымыслов, стала лакмусовой бумажкой “госсипизации”. Пока читатель зачитывался ею, Мердок набирал очки — доллары, тиражи, влияние.

Таблоидный стиль Мердок привнес и в телевидение. Он создал впервые откровенно политизированный телеканал Fox News Channel, который стал, по сути дела, рупором Республиканской партии США. Наконец, в 2007 году Мердок захватил одну из лучших газет Америки — The Wall Street Journal, воспользовавшись финансовыми трудностями ее хозяев и разладом между ними. Таким образом, Мердок стал владельцем двух топовых газет англоговорящего мира — лондонской “Таймс” и нью-йоркского “Уолл-стрит джорнэл”. Можно с полной уверенностью сказать, что за последние полвека ни один из медийных баронов не имел такого влияния, как Мердок, по обе стороны Атлантического океана.

Медиамагната Мердока "побрили" в британском парламенте

Смотрите видео по теме

Если в Соединенных Штатах Мердок поддерживает республиканскую партию, то в Англии он ставит на консервативную. Премьер-министр консерватор Кэмерон зауважал Мердока не из-за его прекрасных глаз. Своей пропиской на Даунинг-стрит, 10, он во многом обязан пропагандистской машине Мердока. Кэмерон имел с Мердоком не только деловые отношения, они дружили семьями.

Кэмерон отчаянно отстаивал Мердока. Но чаша терпения общественности переполнилась. Последней каплей оказалось дело Милли Даулер. Эта девочка была похищена в 2002 году. До последнего момента родители девочки надеялись, что она жива. Надежда обрела крылья, когда полиция сообщила им, что эсэмэски на мобильнике Милли стали исчезать. Однако вскоре выяснилось, что сие было делом рук News of the World. Освобожденное место было необходимо газете для новых сообщений, используемых для написания сенсационных статей. Адвокат родителей Милли, Марк Льюис, долгое время не хотел раскрывать тайну того, что мердоковская газета занималась хакерством мобильника похищенной, а затем убитой девочки. Но наконец плотину прорвало. Вся страна возмутилась. Хакерный Уотергейт получил то, что ему не хватало для взрыва, — историю человеческой трагедии.

Это сорвало попытку Мердока захватить и монополизировать не только печать Англии, но и ее эфир. Мердок намеревался стать полновластным хозяином крупнейшего в стране спутникового канала BSkyB. За 12 миллиардов долларов он собирался выкупить недостающие акции этого телегиганта, которому он отводил такую же роль в Англии, как “Фокс ньюс” — в США. Дело было на мази. Никто не смел перебегать дорогу Мердоку, опасаясь его мести. Но тут грянул гром хакерного Уотергейта. Цены на акции News Corporation на Уолл-стрит резко упали. Еще ниже упали цены на акции BSkyB (на 15%). Парламент решил “забодать” переход BSkyB в руки Мердока. Лозунг дня гласил: “Вон из эфира хакера-труположца!”

И железный магнат капитулировал. Его сын и наследник Джеймс, бывший главным толкачом сделки, не посмел перечить отцу. Премьер Кэмерон “намекнул” Мердоку, чтобы тот не рассчитывал на его поддержку. Итак, Мердоку пришлось ампутировать и вторую ногу своей империи. Но даже ампутация двух ног мердоковской медиаимперии не гарантирует спасение горла ее владельца от гильотины. Все три главные партии, представленные в парламенте, единогласно потребовали, чтобы Мердок, его сын Джеймс и главноуправляющая News International мисс Брукс дали показания в палате общин. И в этом газетный Уотергейт напоминает Уотергейт никсоновский. В ходе никсоновского сначала в пасть Фемиде бросили мелкую плотву — “взломщиков”. За ними последовали сотрудники Белого дома среднего уровня. Затем министр юстиции Митчелл. Но бикфордов шнур все не обрывался. Наконец дело дошло до двух главных помощников Никсона — Хелдемана и Эрлихмана. Но и это не помогло. Бикфордов шнур добрался до самого президента. Под угрозой импичмента Никсон подал в отставку. Доберется ли бикфордов шнур хакер-скандала до Руперта Мердока?

А пока шнур добрался до самых преданных и высокопоставленных наместников Мердока — главноуправляющей News International Ребекки Брукс и издателя “Уолл-стрит джорнэл” Леса Хинтона. Они подали в отставку 15 июля.

В марте 2003 года Хинтон давал показания в парламенте. Джеральд Кауфман, один из членов палаты общин, сказал ему: “Вам пора почистить ваши авгиевы конюшни”. На это Хинтон возмущенно ответил: “Почистить? То есть вы хотите сказать, что мы грязные?”. Спустя восемь лет после этого обмена репликами Кауфман говорит: “Они были не только грязными, но и криминальными”.

Хинтон начал работать на Мердока 15-летним мальчишкой в первой газете будущего магната — The News of Adelaida, в Южной Австралии. За полвека шустрый мальчишка дослужился до поста главы “Доу—Джонса” и издателя “Уолл-стрит джорнэл”. До этого он возглавлял и News International, пока его не сменила Брукс. Заседал Хинтон и в Комиссии британской прессы, которая устанавливала этические (!) стандарты для английской печати. Именно тогда компании Хинтона пришлось заплатить 400 тысяч долларов штрафа за публикацию фотографии одной голой звезды. Хинтон был душой общества Мердока. Люди острили: “Les is more”. (Игра слов: поговорка “less is more” — “чем меньше, тем больше”. Получалось “Лес” (имя Хинтона) — это больше”.)

Да, Лес Хинтон был “больше”. Он был проконсулом империи Мердока от Лондона до Лос-Анджелеса. Впрочем, в Лос-Анджелесе его недолюбливали, поскольку он публиковал в подчинявшихся ему газетах “рискованные” фотографии и сплетни о голливудских звездах.

Руперта Мердока в парламенте пытались измазать пеной для бритья. Фото: Reuters.

Отставка Хинтона и Брукс обсуждалась в сверкающих гранитом и стеклом офисах Вэппинга в Восточном Лондоне. Клан Мердока — его дети — потребовал их отставки, чтобы обрубить бикфордов шнур газетного Уотергейта, который уже стал подползать к младшему сыну Мердока, Джеймсу, и его сестре Элизабет.

Сейчас Мердок и Ко предпринимают лихорадочные усилия по спасению своего лица или того, что от него осталось. Мердок нанял две известные фирмы в области паблик рилейшнс — “Эдельман” и “Рубинштейн” — и фирму, ведущую уголовные дела, — “Вильямс и Конноли”. Активно включился в кампанию “отмывания” и сам Мердок. Он написал покаянное письмо в стиле mea culpa, которое было опубликовано во всех английских газетах. Письмо начинается со слов “Извините нас”. Более того, Мердок совершил драматический шаг — он посетил семью убитой 13-летней девочки Милли Даулер, с мобильника которой скачивали sms хакеры его газет. Обхватив голову руками, Мердок неоднократно извинялся за своих ретивых подчиненных. По словам очевидцев, Мердок “был искренне потрясен”.

Разрастается круг жертв мердоковских хакеров. Помимо 4000 мобильных номеров хакеры пощипали еще 5000 обычных телефонов, принадлежащих 3870 лицам. Из них пока только о 170 было сообщено, что они были добычей газетных хакеров. Один из них — бывший премьер-министр Браун. Он заявил: “Я потрясен, я истинно потрясен. Я никак не могу понять одного: если даже я, располагавший высшей степенью охраны и безопасности, не был огражден от этого, то что же тогда сказать о рядовых гражданах?..”

Материалы по теме: Новости — наша трагедия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру