Проигравших нет

Вопрос — какие выводы после выборов сделают для себя и Путин, и оппозиция

Вопрос — какие выводы после выборов сделают для себя и Путин, и оппозиция

Это были очень важные и полезные президентские выборы для всех нас.

 

Заметьте, я не употребляю слово «честные». «Карусели», предвыборная игра на одного кандидата — ну, о каких тут честных выборах можно говорить?

Однако не признавать выборы легитимными было бы неправильно, ибо процент перевеса Владимира Путина невозможно объяснить фальсификациями. Конечно, оппозиционным политикам это неприятно, и они хотели бы победить прямо сейчас, но тут уж… Достаточно было воспользоваться системой видеокамер, наблюдавшей за выборами, увидеть маленькие города и поселки, где люди не имеют понятия ни о какой оппозиции, чтобы понять: пока что Россия — это страна одной партии — правящей. И одного телеканала — Первого.

Отсюда и первый вывод: стране предстоит большой технологический путь, пока все ее жители окажутся в одном информационном поле, предусматривающем не только большое количество теле- и радиоканалов, но и Интернет. И позитивно то, что страна движется именно в этом направлении. Это дело не одного года, но направление именно то. И это играет на разномыслие, которое нужно не столько даже оппозиции, сколько самой стране.

Теперь о власти и Владимире Путине, которые громко объявили о своей победе, собрав стотысячный митинг.

Главный вывод для них, видимо, таков: прошлой, спокойной жизни у них уже не будет никогда. Да, Путин остался верен себе: он до голосования так и не встретился с оппозицией и не принял ни одного ее требования. Фактически он продавил свою победу, что в свете вышеописанного было совсем не трудно. Однако оппозиция и разномыслие не растворятся в воздухе, и его придется учитывать. И вот мы видим, что ровно на следующий день после выборов Дмитрий Медведев «поручает проверить законность приговоров Ходорковскому и Лебедеву».

Конечно, тех, кто считал и считает их приговоры политическими, — их не проведешь. Они понимают, что это — пиар, ибо проверку потребовал провести почему-то не Путин, а уходящий президент: Путин верен себе, для него сидельцы — не более чем зэки, у которых «руки по локоть в крови». И над этой липовой «проверкой», результатом которой будет заявление прокуратуры, что «все правильно», уже потешается Интернет.

Но скоро Медведева не будет, в том смысле, что Россия — страна одного лидера, президента, а премьер в России — никто, и Путин останется один на один со страной, где немалая часть населения не считает его своим президентом. И у него будет выбор: либо стать все-таки президентом всех россиян и учитывать желания и требования несогласных, либо быть «окопным» лидером — то есть собирать «своих» и говорить, что «чужие» хотят развала страны. К сожалению, весь предыдущий срок и вся предвыборная кампания Путина шли исключительно по второму пути, поэтому для президента возникает главный вопрос: насколько он своим радикальным консерватизмом впишется во «время перемен», которых жаждет Россия.

При «окопном» консерватизме количество недовольных будет увеличиваться, а просто отпихиваться и отбиваться от них пиар-акциями типа «поручения» по поводу Ходорковского и Лебедева уже не получится. А когда немалая часть страны против тебя, но ты ее игнорируешь, то твой шестилетний срок — под большим вопросом.

Но это проблемы Путина. А что же оппозиция?

Самой большой ее ошибкой будет как стенать о проигрыше, так и кричать о своей «победе, которую уничтожили приписками и «каруселями».

Нет никакой победы. Да и не могло ее быть в стране, где половина населения мечтает о Сталине и СССР, а власть любую проблему закидывает деньгами. Однако оппозиция реально существует, она активна. И если ты думаешь иначе, то у тебя есть единомышленники. А скоро, видимо, появятся и партии, куда можно вступить.

Оппозиция продемонстрировала несколько важнейших вещей: стало понятно, что власть не следует бояться, что «ты не один», что победа — в массовости, сколько бы ответных митингов ни собирала власть. Но стало понятно и другое: оппозиции предстоит пройти долгий путь от чисто митинговой политики к строительству действенных горизонтальных структур. И это не столько вертикаль партий, которые, видимо, будут скоро разрешены, но и поход этих партий по всей стране. Только это даст оппозиции больший процент. И то, что ее лидеры это понимают и считают своей ближайшей задачей, — на мой взгляд, наиболее важно.

Поэтому скажем так: Владимир Путин может себя считать выигравшим условно, ибо большинство ему обеспечили именно те, кто реформировать страну не собирается. Однако я повторял и повторяю: истинный рейтинг политика — не в чуровских бумагах, а в головах граждан. И вот тут-то следует сказать о том, кто по-настоящему может считать себя выигравшим в этой гонке — о Михаиле Прохорове.

Да, второе место по стране в целом предсказуемо получил Зюганов. Но второе место Прохорова в Москве и Санкт-Петербурге и результат Путина в этих городах (около 50%) — это реальная картина выборов, когда в голосование включаются те, за кем будущее, когда голосовать приходят те, кто будет строить будущую Россию.

Им даже не важно, что Прохоров миллиардер, что говорит не очень уверенно, что выступает за 60-часовую рабочую неделю, что не женат, что, возможно, он «кремлевский проект»...

Те, кому предстоит строить будущую Россию, верят, что перспектива за такими, как Прохоров, что он не будет сидеть в окопе, «крышевать» своих и бормотать о Госдепе, развале державы и пятой колонне. Они надеются, что Прохоров будет реформировать страну. И второй результат Прохорова в двух главных городах — результат того, что его услышали, что его идеи были донесены до ушей избирателей.

У Прохорова — невероятный карт-бланш, и, как кажется, второе место придаст ему силу и динамику. Еще до выборов он объявил, что создает свою партию, а это значит, что он понимает, насколько важна действующая политическая структура.

Понятно, что власть пойдет на все, чтобы дискредитировать Прохорова, и мы, видимо, вскоре услышим и увидим про него немало «интересного» в «сливных бачках» российской мусорной прессы. Однако, и это также парадокс, вопрос поддержки политика в России — это вопрос исключительно веры, странной политической сакральности. Поэтому, что бы на Прохорова ни вывалили, он будет вторым после Путина. И сдвинуть его вниз в этом мысленном «рейтинге уверенности» может только он сам. Если не будет ничего делать, кинув своих сторонников точно так же, как кинул их уходящий президент.

Поэтому мой главный вывод таков: как ни странно, в этой президентской гонке победили все. Только с разным качеством. И у каждого есть перспектива и надежда.

Как в известной хорошей песне:

— Вы полагаете, все это будет носиться?

— Я полагаю, что все это следует шить!..

Сюжет:

Выборы-2011/2012

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру