Одиссея братьев Царнаевых: выживший Джохар переведен в тюремный госпиталь

Стал бы Тамерлан террористом, если бы его включили в олимпийскую сборную США?

В субботу в Вашингтоне состоялся традиционный ежегодный ужин корреспондентов, аккредитованных при Белом доме. Девизом этого мероприятия может быть двустишие: «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». Президент высказывал свои претензии прессе в ироническом тоне, а пресса президенту. Но этот юмористический междусобойчик был омрачен бостонской трагедией. Дух Бостона незримо витал над Вашингтоном. Впрочем, не совсем незримо. Больше всех досталось министру юстиции Эрику Холдеру. Воспользовавшись его присутствием, репортеры стали задавать ему совсем не шуточные вопросы.

Стал бы Тамерлан террористом, если бы его включили в олимпийскую сборную США?

Один из вопросов касался разговора между Тамерланом Царнаевым и его матерью Зубейдой касательно джихада. Этот разговор был прослушан российскими разведслужбами и передан их американскому ФБР, однако с большим опозданием. Почему? — хотели узнать репортеры у Холдера. «Этот вопрос сейчас рассматривается и я не могу комментировать его», — сказал министр юстиции. Жена минюста с трудом вырвала его из рук журналистов. После запроса со стороны России имена Тамерлана и Зубейды были включены в так называемый список TIDE, что весьма неуклюже переводится на русский язык как База данных интеграции террористического окружения. В этот список входят более полумиллиона имен подозреваемых в терроризме. Список находится в распоряжении Национального контртеррористического центра.

Главу Минюста Холдера забросали вопросами и о том, почему к оставшемуся в живых младшему брату Царнаеву было применено «право Миранды», чтобы он мог молчать без адвокатов. Холдер оправдывал такой подход: «Это вполне соответствует нашему законодательству, — сказал он. — Мы предоставили следствию двухдневный период для допроса Джохара Царнаева согласно исключению, когда в опасности находятся благопристойные граждане. Так что всё было сделано правильно и по закону».

Следствие сейчас занято невеселым делом — оно роется в мусоре. Место действия — свалка в Нью-Бетфорде, штате Массачусетс. Нью-Бетфорд — городок, расположенный поблизости от того места, где учился Джохар, Университета Массасучетс-Дартмут. Что же ищет ФБР на свалке? Объект поиска — это лэптоп Джохара, который, по некоторым данным, может стать ключом к истинным мотивам преступников и навести на следы возможных соучастников или друзей-джихадистов. Пока что поиски на свалке результата не дали.

Тем временем самого Джохара по требованию пострадавших во время теракта и их родных перевели из госпиталя Бет Израэл, где террорист и его жертвы находились под одной крышей, в госпиталь для федеральных заключенных. Он находится всего в нескольких милях от госпиталя Бет Израэл. Джохара, имевшего несколько ранений в голову, шею и конечности, доставили туда в наручниках. Его поместили в палату с наиболее строгим режимом. До этого Джохара раздели, обыскали, отправили под душ, сняли отпечатки пальцев, а затем прочли небольшую лекцию о том, как надо вести себя в тюремном госпитале. Но помимо этого Джохар набрался некоторых знаний о своих правах. После того как ему зачитали право «Миранды» и назначили адвокатов, он стал почти что великим молчальником.

А теперь несколько слов о боксе и терроризме. Бокс и политика давно находятся в одной упряжке. Вспомним хотя бы великого Мухаммеда Али. Когда он отказался воевать во Вьетнаме, его отдали под суд, лишили всех чемпионских титулов и на несколько лет закрыли путь на ринг. Нечто подобное, хотя в гораздо меньших масштабах, произошло и с Тамерланом Царнаевым. Америка нанесла ему такой нокаутирующий удар, что придя в себя после него, Тамерлан стал джихадистом.

Тамерлан, по признанию и своих спарринг-партнеров и тренеров, был очень талантливым и сильным боксером. Он два раза подряд завоевывал титул тяжеловеса в соревнованиях «Золотые перчатки» по Новой Англии. Тамерлан был агрессивным боксером и любил одеваться как одеваются чемпионы мира-американцы. Он появлялся в шубе из белого меха, в ботинках из змеиной кожи, и вел себя так, как, например, Майк Тайсон.

Весьма интересными наблюдениями о Тамерлане поделилась госпожа Джоанна Херсли. Она была домовладельцем и сдавала третий этаж в своем доме семейству Царнаевых. По словам госпожи Херсли, радикализация Тамерлана шла параллельно тому, как он отчуждался от бокса и от своей мечты представлять США на Олимпадах. (Поскольку Тамерлан не имел американского гражданства, он не мог, естественно, участвовать в Олимпийских играл как представитель США). Одновременно с боксом Тамерлан забросил и музыку, а он, оказывается, хорошо играл на фортепиано и скрипке, и не только современную музыку, но и классику.

Помимо разочарования, связанного с участием в Олимпийских играх, Тамерлан очень переживал несправедливое судейство, с которым ему приходилось часто сталкиваться. Так, например, один из его знакомых Лоуэлл Сан описывает его бой с Ламаром Феннером в Чикаго. Взрывным нокаутирующим ударом Тамерлан в первом же раунде послал Феннера в нокдаун. И тот только после счета 8 смог подняться на ноги. После этого весь бой контролировал Тамерлан, однако победу присудили его противнику. Зрители были возмущены, топали ногами и шикали. Вспоминает мать Феннера Марша. Она говорит, что ее сын назвал свой поединок с Тамерланом поединком с «бомбометателем». Тамерлан, вспоминал он, был настолько сильным, что вызывал нервозность. Кстати, Феннер кончил весьма печально. Он умер в 29 лет от сердечной недостаточности.

Несправедливое поражение возмутило Тамерлана и его поведение стало еще больше вызывающим. Так во время соревнований за титул золотых перчаток в 2010 году он нарушил боксерский этикет: зашел в раздевалку своего противника и начал ругать его и его тренера: «Вы ничтожества, я вас обоих уложу на пол». Противник и его тренер подали жалобу в судейскую коллегию на неспортивное поведение Тамерлана.

Тучи начали сгущаться над головой Тамерлана-боксера. Он был подавлен. Он понимал, что годы идут и пока он получит американское гражданство, он может потерять форму и больше не восстановит ее.

Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Никто не может сказать, что произошло бы, если бы схватки, проводимые Тамерланом, судились бы честно? Если бы его зачислили в Олимпийскую команду Сединенных Штатов? Сейчас это гадание на кофейной гуще. Шесть месяцев, проведенные в Дагестане, или 10 раундов, проведенные на ринге Чикаго? Кто знает, что перетянуло бы.

Сюжет:

Теракт в Бостоне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру