Напомню: Сноуден был сотрудником корпорации Booz Allen Hamilton, которая является крупным подрядчиком Агентства национальной безопасности США (АНБ); раньше он работал в ЦРУ. Он слил в английскую газету The Guardian и американскую The Washington Post информацию о сверхсекретной программе массовой прослушки и перехвата электронных коммуникаций, а потом открыто заявил о себе как виновнике утечки секретных данных. Он сделал это, находясь в Гонконге, где и пребывает по сей день. 21 июня ему исполнилось 30 лет, и власти США специфическим образом поздравили его с круглой датой.
The Washington Post сообщает, что американское правительство обратилось к властям Гонконга с просьбой задержать Сноудена по временному ордеру на арест. Теперь у федеральных прокуроров США есть 60 дней на то, чтобы предъявить Сноудену официальное обвинение через суд; после этого они смогут запросить Гонконг о выдаче Сноудена для суда над нам в США.
Между Гонконгом и США имеется соглашение об экстрадиции – взаимной выдаче лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Однако Гонконг делает исключение для тех случаев, когда речь идет о политических обвинениях – а шпионаж является одним из них. На этом основании он теоретически может отказать Вашингтону в выдаче Сноудена. Однако другие обвинения – в хищении и использовании в корыстных целях государственного имущества – носят уже чисто уголовный характер. Очевидно, речь идет о том, что Сноуден похитил некие секретные базы данных, работая системным администратором центра АНБ на Гавайах, и слил содержащуюся в них информацию газетам. Тут уже Гонконг вполне может удовлетворить просьбу Вашингтона.
Однако Гонконг пока молчит о своих намерениях, как молчит и Пекин. Хотя Гонконг имеет автономию в рамках КНР и у него есть отдельный договор со Штатами об экстрадиции, но суверенитет Китая над бывшей английской колонией никто не отменял. Отношение пекинского правительства ко всей этой истории со Сноуденом, находящимся в Гонконге, пока является полной загадкой.
Но у американцев есть свои загадки, касающиеся Сноудена, которые им было бы не вредно разгадать, дабы подобные инциденты не повторялись в будущем. Загадкой является то, каким образом компьютерный сисадмин (системный администратор) периферийной точки АНБ получил доступ к сверхсекретным данным о том, чтó по службе его никак не касалось. Еще одна загадка – как вообще этот молодой человек оказался в американских спецслужбах и связанных с ними фирмах-подрядчиках, как он получил доступ к секретной информации. Биография этого человека поражает обилием переходов с одной работы на другую (в Советском Союзе к таким применяли термин «летун») и, более того, наличием эпизодов, позволяющих сомневаться в его служебном соответствии.
Живя с родителями в штате Мэриленд, Сноуден пытался завершить среднее образование, но так и не окончил гимназию. Позже он получил «образовательный эквивалент» аттестата. В 2004 году Сноуден поступил в сухопутные войска США и начал проходить обучение для службы в спецназе. Через считанные месяцы его списали после того, как он сломал во время тренировки обе ноги. Потом работал в Агентстве национальной безопасности охранником, потом – в ЦРУ компьютерным программистом. В 2006 году он хвастался на страницах онлайнового форума, что у него нет проблем с нахождением работы, поскольку он – «компьютерный гений». Позже написал, что хочет сделать карьеру в госаппарате, связанную с Китаем.
После ЦРУ Сноуден работал в частной фирме, обслуживавшей точку АНБ на военной базе США в Японии. Следующая остановка – Гавайи, где он работал уже в другой частной фирме – подрядчике АНБ.
Покинув АНБ и Америку в мае этого года и объявившись в Гонконге, Сноуден, помимо сенсационных разоблачений, рассказывает всякие небылицы – начиная с размера своей зарплаты в Booz Allen Hamilton, которая якобы составляла $200.000 в год (по данным компании – $122.000). Зная, что США ведут деликатные и сложные переговоры со Швейцарией о раскрытии банковской тайны, Сноуден в пику родной стране поведал, что в 2007 году он якобы был свидетелем (работая в Швейцарии от ЦРУ), как цэрэушники напоили швейцарского банкира и посадили его за руль машины. Когда пьяного банкира арестовали, оперативник ЦРУ якобы предложил посредническую помощь для «отмазки», а потом его шантажировал и завербовал. По словам президента Швейцарии Ули Маурера, рассказ Сноудена мало похож на правду.
И вот этот персонаж благополучно перемещался, ни у кого не вызывая подозрений, по карьерным коридорам американских спецслужб и допущенных к госсекретам фирм-подрядчиков?! Если это так, плохи дела американских разведчиков и контрразведчиков.
Нью-Йорк