Эксперт: Сноуден находится вне правового поля

Чтобы решить проблему осведомителя, Россия «прогибает» свое законодательство

Чтобы покинуть транзитную зону Шереметьева и преодолеть пограничный контроль, американскому осведомителю Эдварду Сноудену должны выдать специальную «справку», сообщал ранее адвокат Анатолий Кучерена. Но какой на самом деле документ будет выдан известному контрактору американских спецслужб? Укладываются ли действия российских властей в рамки действующего законодательства?

Чтобы решить проблему осведомителя, Россия «прогибает» свое законодательство
Рисунок Алексея Меринова

Чтобы ответить на возникшие вопросы, «МК» поговорил с правозащитником и экспертом в области миграционного права Бахромом ИСМАИЛОВЫМ. По словам специалиста, ситуация с Эдвардом Сноуденом, скорее всего, решается «сверху» и поэтому вступает в противоречия с текущим законодательством. Ни статус беженца, ни форма временного убежища Сноудену не полагаются. По российским законам, американскому осведомителю можно дать только политическое убежище, но для этого нужен соответствующий указ президента России, который, как известно, подписан не был.

«Наше законодательство было просто не готово к тому, что прилетит Сноуден, - рассказывает «МК» Бахром ИСМАИЛОВ, - но выходить из ситуации надо. Фактически то, что Кучерена ездил, принимал у него заявление как адвокат, это противоречит закону. По действующему законодательству о беженцах, заявление о предоставлении временного убежища или о признании его беженцем подается лично в органы Федеральной миграционной службы. Там посредничество вообще не предусмотрено законом. Кроме того, чтобы его признали беженцем в соответствии законом, он должен прибыть из страны, где ему реально грозит смерть или преследования по политическим, религиозным или национальным мотивам. В США ему это не грозит, потому что он доказать этого не может: в отношении него не было ни судебного дела, ни преследования. Они (Соединенные Штаты – «МК») аннулировали гражданство за преступление, которое он реально совершил. Давайте говорить правду: он – предатель, который нарушил закон США о гостайне. Если бы это произошло в России, его бы порвали. Он не может быть беженцем – он преступник. И Россия просто его покрывает, понимая, что в этом вопросе имеется политическая подоплека. Действующее законодательство позволяет Сноудену получить только политическое убежище за пределами РФ. Но для политического убежища нужен указ, а Путин не хочет ссориться с Белым домом. Ему легче дать временное убежище.

- Выходит, Россия не может ответить на вопрос, который был задан правительством США, - какой статус сейчас у Сноудена?

- Американцы очень грамотные, они задали четкий вопрос: какой у него статус: он задержанный или он лицо, которое обратилось за политическим убежищем? Адвокаты говорят: «не знаем, кто он». Реально, сейчас Сноуден – вне правового поля. Ту справку, которую ему выдали, - это справка лица без гражданства, которая параллельно имеет статус документа, удостоверяющего личность (паспорт осведомителя был аннулирован в США – «МК»). Я предполагаю, что ему могли также выдать вид на жительство».

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26290 от 26 июля 2013

Заголовок в газете: Вне правового поля ягода

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру