Суперклейкий Навальный и нехорошая агитация

Эксперты объяснили, почему оппозиционера сложно снять с выборов из-за «левых» материалов

У Московского горизбиркома есть пять дней на то, чтобы решить, стоит ли по суду требовать снятия с выборов мэра Москвы оппозиционера Алексея Навального за нарушения правил агитации. Крайний срок подачи иска — 30 августа. «МК» выяснил, что за такие вещи кандидатов не снимали уже лет десять, и «пришить» нужную статью Навальному не так-то просто.

Эксперты объяснили, почему оппозиционера сложно снять с выборов из-за «левых» материалов

Несколько коробок с наклейками, изъятые следователями в «нехорошей квартире» сторонников Навального на Чистопрудном бульваре, глубоко уязвили главу Мосгоризбиркома Валентина Горбунова. «Обидно, что кандидат, который позиционирует себя как «борец с коррупцией», сам использует «грязные» технологии и теневые схемы для своей избирательной кампании», - такое заявление разместил вчера на своём сайте Мосгоризбирком за подписью Горбунова. Особо отмечается, что «тиражи изъятых материалов превышают официально заявленные”. Это важно, поскольку ранее сам Горбунов и представитель МГИК Дмитрий Реут в интервью «МК» говорили о том, что если изъятое окажется на 5% больше заявленного тиража — кандидату грозит снятие по суду.

Однако в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», да и в Избирательном кодексе столицы, фигурирует несколько иная норма. Про объёмы нелегальных тиражей там ничего не сказано. Важно, сколько на них потрачено денег: если больше 5% от максимального размера избирательного фонда — тогда незадачливый кандидат вылетает до финиша кампании. И при этом ещё поди докажи, что «левый» тираж печатал сам участник гонки, а не его конкуренты или анонимные сторонники!

Кандидата можно снять, только если доказан экстремизм или нарушение интеллектуальной собственности в агитации, - сообщил «МК» член Центризбиркома Майя Гришина. - Как я понимаю, это не тот случай. Всё остальное зависит от объёма нелегальной агитпродукции и от того, причастен ли к ее выпуску конкретный кандидат. Ответственность несёт тот человек, по чьей инициативе производилось издание продукции.

Майя Гришина, курирующая в ЦИКе вопросы агитации, отметила, что изготовителя обычно очень трудно установить, поэтому наказывают чаще всего за распространение агиток. То есть — за «вручение неопределенному кругу лиц». Как правило, всё заканчивается весьма умеренными штрафами в размере от 500 до 1500 рублей. И то если агитатора поймали с пачкой листовок на улице — тут дело ясное, а если они просто лежали в квартире? Не известно...

В Уголовном кодексе есть статья 141.1 — она наказывает за крупные пожертвования на кампанию мимо избирательного фонда. Тут и штраф повыше — до полумиллиона, и срок заключения схлопотать можно — до года лишения свободы (спонсору, а не кандидату). Но чтобы «подогнать» дело под эту статью, превышение от максимального размера фонда должно достигать уже не 5%, а 10%, отмечает в беседе с «МК» член Мосгоризбиркома с правом совещательного голоса Андрея Бузин. В столице максимальный фонд — 200 миллионов рублей, десятая есть часть — 20 миллионов. «Но судя по тому, что я видел по телевизору, это не тянет на 20 миллионов, даже на 10 не тянет, - говорит Бузин».

Майя Гришина не смогла привести пример, когда за стоимость «левых» тиражей снимали кандидатов. Андрей Бузин вспомнил случай десятилетней давности — в 2003 году с выборов мэра Норильска сняли профсоюзного лидера Валерия Мельникова, которому «инкриминировали» изготовление листовок по якобы заниженным ценам. Но тогда разрешенные размеры фондов были существенно меньше. Для справки: Навальный собрал на кампанию, по последним данным Сбербанка, всего 36 миллионов рублей из разрешенных 200 миллионов. То есть у него остаётся огромный невыбранный лимит — спрашивается, зачем в таком случае лишняя морока с «левыми» тиражами, если их можно оформить как законные.

Смотрите видео «Листовки Навального и нехорошая квартира на Чистопрудном»

Листовки Навального и нехорошая квартира на Чистопрудном

Смотрите видео по теме

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26308 от 16 августа 2013

Заголовок в газете: Наклейки с начинкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру