Шотландия не хочет отделяться

Несмотря на все старания националистов, поклонников идеи независимости Шотландии по-прежнему меньше 30% от общего числа избирателей

Несколько тысяч человек вышли в минувший уикэнд на улицы Эдинбурга, с призывом к своим согражданам поддержать на референдуме идею независимости Шотландии. Во главе колонны демонстрантов шел лидер Шотландской национальной партии (SNP) и одновременно глава правительства этой северной британской провинции Алекс Салмонд.

Несмотря на все старания националистов, поклонников идеи независимости Шотландии по-прежнему меньше 30% от общего числа избирателей

На последних выборах в местный шотландский парламент SNP набрала больше всех голосов и получила мандат на управление провинцией в течение следующих 4 лет. Одним из главных требований националистов было проведение референдума по вопросу о независимости Шотландии. Лондон не стал возражать и референдум был назначен на 18 сентября 2014 года. Избирателям нужно будет ответить на вопрос, хотят ли они, чтобы Шотландия стала независимым государством или нет.

Нынешние хотя и не очень массовые, но достаточно шумные выступления в столице провинции, были приурочены как раз к тому, что до этого важного исторического события остается всего лишь год и подготовка к референдуму вступает уже в решающую стадию.

Тут нелишне напомнить о том, что в 1603 году, английский престол, оставшийся свободным после смерти бездетной Елизаветы I, унаследовал ее дальний родственник шотландский король Джеймс (по-русски Яков) VI. В Англии он стал Джеймсом I. Возникла ситуация, при которой двумя независимыми странами правил один монарх. Но в 1707 году шотландский парламент совместно с английским принял «Акт об унии», в результате чего было образовано Соединенное королевство Великобритания.

У шотландцев в этом добровольном “браке по расчету” были, в основном, экономические резоны. Англия, раньше других овладевшая искусством строительства больших и надежных морских судов, активно торговала с другими странами, захватывала зарубежные рынки и стремительно богатела. Шотландия же оставалась малонаселенной и отсталой аграрной страной. Союз с Англией открывал перед ней широкие возможности для быстрого развития.

А англичанам он гарантировал мир и безопасность на всей территории крупнейшего британского острова.

Союз оказался на удивление крепким и плодотворным. За последние 300 лет северная провинция внесла огромный вклад в развитие Соединенного королевства, ее ученые и военные, путешественники и бизнесмены, писатели и спортсмены не раз прославили Великобританию. Два месяца назад вся страна с восторгом аплодировала шотландцу Энди Маррею, который после 77-летнего перерыва вернул королевству титул чемпиона Уимблдона.

С 1999 года в рамках процесса деволюции, проведенного при премьер-министре Тони Блэре, Шотландия уже получила от центральных властей права на достаточно широкую автономию. Она имеет право принятия независимых решений в таких важных областях, как медицинское обслуживание населения, социальной сфере, образовании, транспорте. Даже фунт стерлинга, имеющий в северной провинции такую же стоимость, как и в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, выглядит здесь совершенно иначе, чем в Лондоне.

На днях сразу несколько научных и социологических организаций выступили со своими заключениями и прогнозами по поводу предстоящего волеизявления шотландских избирателей.

В частности, эксперты Института налоговых исследований подсчитали, что уход из Соединенного Королевства обойдется Шотландии в 6 млрд фунтов. Из них 3,4 млрд будет потеряно на налоговых поступлениях, а остальное станет следствием резкого падения доходов от продажи нефти и газа в Северном море. Можно легко представить себе, какое разочарование вызовет это предсказание у лидера SNP Алекса Салмонда, экономическая программа которого в значительной степени базируется на тех самых нефтяных и газовых доходах.

Еще более грустную картину нарисовали эксперты из Национального института экономических и социальных исследований, по прогнозам которых, шотландскую экономику ждут десятилетия кризиса. Основная причина в том, что процентные ставки по долговым обязательствам, которых у Шотландии уже немало, будут гораздо выше у независимой страны, нежели те, по которым она платит сейчас, будучи частью Соединенного королевства.

До сих пор все доходы, получаемые на территории Шотландии уходили в Королевское казначейство, которое потом оплачивало расходы северной провинции в соответствие с бюджетом, утвержденным парламентом в Лондоне. По данным газеты “Дейли Мейл”, в прошлом году Шотландия собрала за счет налогов около 45 млрд. фунтов, а получила из минфина 62 млрд. - на 17 млрд. больше.

Откуда возьмутся средства на покрытие этой огромной дыры? Конкретного ответа на этот вопрос пока нет. Избиратели ждут подробного экономического обоснования идеи независимости, которое давно уже готовится в Эдинбурге. Но, вот незадача, вдруг подал в отставку Алекс Белл, руководитель группы специалистов, занятых подготовкой этого документа. Свое решение он объяснил тем, что националисты не готовы обсуждать главные вопросы, волнующие избирателей: пенсии, налоги, зарплаты, способы борьбы с финансовым кризисом и многое другое. “Салмонд и его окружение пытаются аппелировать не столько к рассудкам, сколько к сердцам шотландцев, - говорит Белл, - но это сомнительная тактика, которая не может принести успех на референдуме”.

Последний опрос, проведенный авторитетной компанией YouGov, показал, что 52% избирателей не хотят независимости, а поддерживает эту идею только 32%, при 16% пока неопределившихся. Получается, что число тех, кто хочет видеть Шотландию самостоятельной, не растет с 1975 года. Их по-прежнему меньше 30% от общего количества избирателей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру