Космические санкции США бьют не по России

Их мишень – американский Конгресс, который недодает денег на космос

Американское космическое ведомство НАСА – учреждение государственное и потому подневольное. Когда из Белого дома поступила команда прекратить сотрудничество с Россией, указание выполнили. Выполнили его ровно в том символическом объеме, в котором было предписано выполнять: с сохранением сотрудничества, касающегося МКС (а именно оно – самое главное и самое масштабное), но с замораживанием всех прочих контактов с Роскосмосом.

Их мишень – американский Конгресс, который недодает денег на космос

Одновременно руководство НАСА издало меморандум, в котором призвало покончить с зависимостью от российских средств доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Для этого и для поддержания дееспособности США как космической державы, заявляет НАСА, необходимо увеличить финансирование космической отрасли. В противном случае США будут «и дальше посылать миллионы долларов русским». Космическое агентство вместе с администрацией Обамы убеждено, что вместо этого надо «вкладывать деньги в Америку».

«Экстремальное недофинансирование»

В этой связи интернет-ресурс The Verge отмечает: «То, что вначале выглядело как стремление расширить санкции, введенные против России из-за украинского кризиса, сейчас представляется более связанным с американской внутренней политикой, чем с зарубежными политическими коллизиями». The Verge приводит мнения различных специалистов по космосу, которые считают подобные действия недальновидными. Ученый-ракетчик Джеймс Оберг, автор книги о сотрудничестве США и России в космосе, глубоко разочарован тем, что «чиновникам НАСА дают указания... зарабатывать внутриполитические дивиденды для Белого дома».

Авторитетный аналитик по космосу Марко Касерес говорит, что правительство пытается использовать события в Крыму для давления на Конгресс США с целью увеличения финансирования НАСА, но какой смысл прибегать к таким хитростям, если «и без того есть множество весомых причин, по которым надо увеличить бюджет НАСА».

В настоящее время бюджет американского космического агентства составляет около $18 млрд. в год; на этом уровне финансирование НАСА находится последние шесть лет, и, по мнению Касереса, это означает «экстремальное недофинансирование» – при таких средствах расходы НАСА «едва поспевают за инфляцией», а о каком-либо расширении деятельности речи просто быть не может.

А расширять, конечно, надо – что бы ни говорили правые республиканцы в Конгрессе США, из-за которых государство было посажено на «секвестрированный» голодный паек. Как указывает профессор Мэтью Роджерс из Университета штата Колорадо, «масштабы открытий и изобретений, которые являются результатом космических миссий НАСА, необозримы. От астрофизики до материаловедения и далее до медицины... Например, датчики задымления (смоук-детекторы) были изобретены НАСА для использования на борту космических судов. Кварцевые кристалы, которые присутствуют в большинстве часов; штрихкоды, которыми маркированы товары в магазинах; значительная часть портативного медицинского оборудования, которое использует скорая помощь, - все это пришло от изобретений НАСА, которые впервые были использованы в космических полетах. Композитные материалы, достаточно легкие, чтобы из запускать в космос, и при этом достаточно крепкие, чтобы противостоять ударам метеоритов и прочего космического мусора, сегодня используются в касках, теннисных ракетках и деталях автомобилей. Из лабораторий НАСА к нам пришло более 30.000 изделий, процессов и материалов».

Сотрудничали даже в разгар «холодной войны»

На вебсайте nextgov.com приводятся мнения ученых и астронавтов, которые отмечают: российско-американское сотрудничество в космосе – важная составная часть космических исследований на благо всего человечества, и нельзя жертвовать этим ради сиюминутных политических выгод – тем более, что они при ближайшем рассмотрении даже не имеют отношения к России. Космическое сотрудничество между США и тогдашним СССР было начато в разгар «холодной войны», когда отношения между двумя державами были куда хуже, чем сейчас, но оно не прерывалось даже в моменты кризисов.

«Космическая дипломатия» проявляется, в частности, в запрете на сотрудничество НАСА с Китаем. Хотя, как справедливо указывает nextgov.com, «торговые, дипломатические и военные отношения между США и Китаем сегодня намного теснее, чем в 70-е годы между США и Советским Союзом». (Совместный полет «Аполлон» - «Союз» ведь состоялся в 1975 году...) Странно, ей-богу...

Легко рвать и рушить построенное, тяжело восстанавливать. «Какой бы ни был кризис, – написал в своем Твиттере астронавт НАСА Рон Гэран, – нет ничего хуже, чем перестать говорить друг с другом. Мы не должны жертвовать тем, что работает, пытаясь спасти то, что не работает». То, «что работает», - это сотрудничество США и России в космосе. По словам профессора Университета штата Небраска Франса фон дер Дунка, отношения Америки с Россией в космосе «всегда были удивительно дружественными» - астронавты и космонавты абстрагировались от противостояния своих политиков и «с большим уважением относились к достижениям друг друга». И это мы хотим разрушить? Ради чего? Чтобы «спасти то, что не работает» - политические разногласия?

Нереальная политика

У истории о космических санкциях есть еще один аспект: они, эти санкции, нереалистичны. Те, кто говорит, что пора перестать платить России по $70 млн. за каждого астронавта НАСА, доставленного на орбиту кораблем «Союз», заявляют с полной уверенностью, что американцы перестанут нуждаться в этих российских услугах уже в 2017 году. Вышеупомянутый Касерес в этой связи говорит: даже если финансирование НАСА увеличится, и увеличится ощутимо, самостоятельно летать на МКС американцы смогут не скоро. «Даже если бюджет будет увеличен на 10 или 20% – или даже на 50, - это не решит проблему доставки астронавтов на станцию», - подчеркивает эксперт. НАСА разрабатывает собственную тяжелую ракету-носитель, но она вступит в строй не раньше 2021 года, говорит Касерес. Ему вторит фон дер Дунк: он считает, что частные проекты космических кораблей многоразового использования (SpaceX и Orbital Sciences X-34) тоже полетят на МКС не через год-два, а значительно позже, а поэтому «единственным средством доставки астронавтов на МКС остается российская система «Союз» - альтернативы нет».

Объявленные НАСА санкции, говорят эксперты, - это чистая символика, попытка администрации Обамы ударить одной дубинкой по Москве и по своему вашингтонскому Конгрессу. Попытка достаточно неуклюжая...

Илья БАРАНИКАС, собкор «МК», Нью-Йорк.

Санкции