Путин и Чайка отделят зерна от плевел: на кону НКО

Что думают правозащитники о грядущих изменениях?

Владимир Путин запустил процесс изменения скандального закона об НКО. Во время встречи с Генпрокурором во вторник президент наказал проанализировать применение закона. После этого Юрий Чайка выступит с докладом перед Госдумой. «Сформулируйте свои предложения вместе с экспертами, а потом мы посоветуемся с депутатами». — добавил Путин.

Что думают правозащитники о грядущих изменениях?
Рисунок Алексея Меринова

Таким образом глава государстве запустил цепочку проверок неоднозначного закона. Эта идея возникла еще 3 июля в ходе встречи президента с правозащитниками: предложение состояло в том, чтобы впоследствии отделить «политические» НКО от «социальных». Также Путин заявил о создании независимой структуры, которая будет распределять деньги некоммерческим организациям. Её возглавил Элла Памфилова, известная правозащитница и глава общественного движения «Гражданское достоинство». «МК» поговорил с представителями НКО о том, что привнесут в их работу эти новшества.

Лев ГУДКОВ, директор «Левада-центра»: «Понимаете, пока что всё это — слухи. Никаких реальных изменений в законе не наблюдается. Будут приняты корректировки, тогда и поговорим. А сейчас я предпочитаю работать — благо прокуратура, в принципе, не мешает.

Они (сотрудники прокуратуры - «МК») пришли, дали нам какие-то бумажки. Предостережение выписали. В нем сказано: если мы работаем на иностранных заказчиков, результаты исследований в СМИ публиковаться не могут. Это будет нарушением федерального законодательства. При этом даже в законе об НКО написано, что научные исследования под этот запрет не попадают.

На мой взгляд, есть четкая грань между общественной и политической работой. Если некая организация агитирует за партию, пропагандирует некие точки зрения, поддерживает кандидатов на выборах, — это политика. Все остальное — общественная деятельность. Исследования политики не являются политической деятельностью. Мы изучаем, как общество относится к текущей властной ситуации. Разве это политика?

Мы не получаем никакого финансирования от государства. При этом многие проекты куются совместно с бюджетными институтами, исследовательскими центрами. Напрямую деньги нам никто не предлагал».

Григорий Мельконьянц, заместитель исполнительного директора движения «ГОЛОС»: «Идея с Памфиловой хороша. Использовать некий негосударственный орган для выделения грантов — отличная идея. Как сейчас работают, например, правозащитные организации? Мы либо ищем финансирование за рубежом, либо существуем на частные пожертвования. При этом защита прав граждан — это, в общем то, одна из основных задач власти. Так что направление выбрано правильное.

Мы готовы получать бюджетные деньги. Но при одном условии. Наши иностранные партнеры никогда не вмешиваются в деятельность, осуществляемую «Голосом». Пусть российская власть также не лезет в работу.

Сейчас разграничение «общественников» и политиков четко не определено. Разные госорганы трактуют его так, как им удобно. Минюст — одним образом, прокуратура — другим. Самым очевидным решением было бы четко прописать в законе, что является политикой. Такие крайне узкие сферы деятельности определить. Тогда закон будет честен. Но, боюсь, закончится все тем, что государство просто выделит неугодные им структуры.

Им придется сталкиваться с кучей трудностей. Иностранные агенты, например, обязаны постоянно указывать истоки своего финансирования. В любом письме, в каждой бумажке надо будет писать «с уважением, иностранный агент такой-то». А это словосочетание — иностранный агент — крепко ассоциируется у людей со словом «шпион». Тот же Левада-центр придет к человеку, постучится в дверь и представится: «Привет, мы иностранные шпионы».

Опять же, будут трудности с бюджетным финансированием. У структур, выделяющих деньги, тоже есть некое мнение — кому давать, кому нет. И вот чиновник выделит скудные гроши правозащитникам. К нему придет начальник и отругает за поддержку иностранных агентов. Таким образом, эти организации будут вынуждены либо расформировываться, либо существовать только на иностранные деньги».

Справка «МК»

Также на встрече с президентом Юрий Чайка заявил: в качестве иностранных агентов должны были зарегистрироваться 215 организаций, но они этого не сделали. Эти НКО за последние три года получили 6 млрд. рублей.

17 НКО, включая «Агору» и «Голос», «финансировались через посольства иностранных государств».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26276 от 10 июля 2013

Заголовок в газете: НКО снова на кону

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру