На МКС впервые появилась кофе-машина и специальные космические чашки

Шестой космический грузовик компании SpaceX привез космонавтам почти 2 тысячи кг грузов

Гастрономическая премьера на орбите ждет со дня на день экипаж Международной космической станции. Пристыковавшийся в пятницу, 17 апреля, грузовой корабль компании SpaceX “Dragon” привез на борт помимо провизии и научного оборудования, первую космическую кофемашину ISSpresso (ISS переводится как МКС). К ней прилагаются специальные пластиковые чашки-непроливайки с капиллярными каналами.

Космонавты давно намекали организаторам полетов о том, что неплохо было разнообразить серые космические будни ароматным свежесваренным кофе. До последнего времени в их пищевых контейнерах можно было найти только растворимый вариант этого напитка. Когда на МКС готовилась первая женщина-астронавт от Итальянского космического агентства Саманта Кристофоретти, ее соотечественники все-таки постарались и разработали уникальную кофе-машину для приготовления ароматного напитка в невесомости.

В отличие от обычных кофеварок, космическая снабжена стальными трубками для подачи воды. Они способны выдерживать давление в несколько сот бар. Это давление нужно для направления «непослушной» воды (она становится таковой в невесомости) к нагревательному отсеку кофе-машины. После нагрева вода смешивается с брикетами кофе.

По первоначальному замыслу, ISSpresso должна была отправиться на МКС осенью 2014 года, перед прибытием на борт Кристофоретти. Однако в последний момент выяснилось, что машина требует доработки. И вот теперь модернизированный вариант «кофейного набора», дополненный специальными чашками-непроливайками, прибыл на космическую станцию.

Чашки, к слову, разработали уже американцы. В этом важном деле принял участие профессор Марк Вайслогель из университета города Портленд. Небольшие прозрачные пластиковые конструкции, по форме напоминающие башмачки, представляют собой сложнейшую механическую систему. Собственно, сама форма чашек и расположенная внутри сеть капилляров и направляет жидкость по нужному руслу, не давая ей проливаться. Только в момент прикосновения губами к краю чашки для совершения глотка жидкость устремляется навстречу по мелким трубкам.

Кроме того, космический грузовик привез на МКС оборудование для проведения экспериментов с жидкими кристаллами. В частности, планируется достичь полного слияние слоев кристалла, известных как «смектические острова». Изучение поведения жидких кристаллов в космосе предполагается для создания в будущем жидкокристаллических микродисплеев, включая те, что встраиваются в шлемы скафандров для выхода в открытый космос.

Начиная с этой миссии SpaceX, как сообщается на сайте NASA, для космонавтов наступит время проведения более интенсивных медицинских исследований. В частности астронавт Скотт Келли и космонавт Михаил Корниенко (участники годичной миссии на МКС) приступят к исследованиям в области медицинских, психологических и медико-биологических проблем.

Одним из этих исследований является изучение перераспределения жидкости в организме до, во время и после длительного космического полета и их связь с внутричерепным давлением и нарушением зрения.