На Марсе нашли аномальную зону

Благодаря российскому научному прибору

Странную, ни на что не похожую местность обнаружил на Марсе марсоход Curiosity, а точнее установленный на нем российский прибор ДАН. В кратере Гейла, у подножия горы Maunt Sharp есть площадка в три метра диаметром, которая излучает сумасшедший поток нейтронов. Обычно такой поток говорит о повышенном содержании водорода, а стало быть воды в приповерхностном слое. Но ученые, которые ранее считали, что весь кратер Гейла когда-то являлся водоемом, не могут понять, почему усиленное количество нейтронов излучает лишь трехметровое пятно на его поверхности? К тому же грунт на месте аномалии также отличается по составу от остальной марсианской территории. Все подробности марсианской сенсации мы узнали от заведующего отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН, создателя прибора ДАН Игоря МИТРОФАНОВА.

Благодаря российскому научному прибору

-Мы обнаружили эту аномальную зону еще 21 мая, - говорит Игорь Георгиевич., - когда вдруг совершенно неожиданно резко возрос поток нейтронов с поверхности Марса. Если раньше наш прибор ДАН (Динамическое альбедо нейтронов — Авт.) фиксировал концентрацию частиц, соответствующую 2-м, 3-м, в крайнем случае 5-ти процентам химически связанной воды в приповерхностном слое, то на этот раз мы получили данные о целых 10 (!) процентах влаги.

Пока шла передача о обработка данных и пока ошарашенные ученые осознавали, что произошло, марсоход отъехал от аномалии метров на 40, а потом Марс и вовсе скрылся от земных операторов за Солнце, где Curiosity на время “уснул». Во время его отключки специалисты из ИКИ РАН убедили коллег из США в необходимости разворота аппарата на 180 градусов и возвращения его на обнаруженное ранее место.

- Беспрецедентное решение развернуть марсоход было принято почти единогласно, - говорит Игорь Митрофанов, - потому что, как потом выяснилось, американский прибор СhemCam, тоже обнаружил на том самом пятне, необычный химический состав. Там оказалось повышенное содержание кварца (окиси кремния), хотя рядом, метрах в дух-трех грунт имеет обычный для Марса состав.

- На что это может быть похоже? У вас есть версии?

- Никаких. Обычно на Земле такие гидратированные минералы (насыщенные большим количеством воды) находят на дне бывших водоемов, где происходит их осаждение. Но нам совершенно не понятно, почему найденное аномальное пятно имеет такую резкую границу и такой маленький размер. До последнего времени мы понимали, что вода когда-то заполняла весь кратер Гейла. Так как образовалось такое необычное по составу пятно?

- Фантастические версии есть?

- Нет. Если и дальше нам будут попадаться такие же зоны, то, возможно, мы начнем понимать природу явления, нам откроются какие-то тайны геологического строения Марса, особенности его рельефа. Понимаете, по существующей сейчас гипотезе, озеро Гейла образовалось за счет стекания в него окрестных ручьев. Если предположить, что в том самом месте, где мы нашли аномальный влажный участок, существовал какой-то другой источник воды, то прежняя гипотеза может разрушится.

Фото: iki.rssi.ru

- Куда сейчас движется Curiosity?

- Он находится в окрестностях того же района, проводит дополнительные измерения в окрестностях. Мы очень , что наш прибор ДАН по-прежнему работает с активным нейтронным генератором – это дает нам надежду найти на Марсе еще много чего интересного. Формальное время его жизни - «гарантийный срок», закончился 2 года назад, но прибор демонстрирует великолепную работу, за что честь, хвала и большая благодарность специалистам из Всероссийского института автоматики им. Н.Л.Духова. Созданный ими нейтронный генератор дает мощные вспышки нейтронов продолжительностью порядка микросекунды, этими вспышками мы зондируем поверхность и видим, что там находится. Таких генераторов ни у кого больше нет, на Марсе работает это высшее мировое достижение, мы можем такими устройствами гордится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26873 от 31 июля 2015