На Крайнем Севере в кратере обнаружены залежи уникальных алмазов

Причем их запасы огромны

Исследователи из Новосибирского государственного университета и Института геологии и минералогии имени Соболева СО РАН изучили алмазы, которые были открыты еще в 1970-х годах в метеоритном кратере со странным названием Попигай. Специалисты установили, что «метеоритные» алмазы тверже традиционных технических алмазов. Выяснилось, что попигайские алмазы наделены более высокими абразивными свойствами и лучше режут. Об этом заявил прессе исследователь Константин Литасов.

Причем их запасы огромны
Спутниковая фотография кратера Попигай.

Ученые провели изыскания и подсчитали запасы на некоторых участках кратера Попигай. Стало ясно, что запасы этих сверхтвердых алмазов колоссальны. Однако для более подробной оценки необходимо организовать целый ряд полевых сезонов.

В отчете о своих исследованиях, появившимся в издании Scientific Reports, российские эксперты совместно с японскими из Университета Эхиме анализируют структурные особенности алмазов из кратера Попигай.

В ходе своих исследований группа применяла метод просвечивающей электронной микроскопии.

Ученые выяснили, что попигайские сверхтвердые алмазы состоят из мириад наимельчайших зерен.

Впервые экспертам удалось продемонстрировать, что зерна эти имеют наноразмерность. Вследствие чего они и выделяются своими особыми свойствами среди так называемых технических алмазов.

Международная команда исследователей показала, что попигайские алмазы, образовавшиеся вследствие импактного события в архидревности, имеют большую твердость, чем традиционные природные или же синтетические камни.

Ученые смогли обосновать промышленное значение этих алмазов. Они убеждены, что буровые установки с такими алмазами прослужат дольше принятых сегодня «на вооружение».

Эксперты считают, что если попигайское месторождение разрабатывать, то выгода для экономики страны будет исчисляться миллиардами американских долларов.

Про кратер Попигай известно, что он образовался порядка 35 миллионов лет назад. Кратер остался после падения в это место гигантского метеорита. Породы здесь до падения были богаты графитом. Импактное событие и превратило графит в алмазы. Кратер нашли в 1946 году. В 1970-х годах советские ученые и чиновники сочли добычу алмазов Попигая делом нерентабельным.

Кратер Попигай можно увидеть в Сибири, в бассейне реки Попигай. Он занимает четвёртое место в мире по размеру вместе с кратером Маникуаган в Канаде.

Диаметр ударного кратера порядка сотни км. Он находится в Красноярск крае и отчасти в Якутии. Кратер не заселен. Единственный посёлок - Попигай — лежит в северо-западной части кратера (в тридцати километрах от центра попигайской астроблемы).

Источник: ТАСС