Ученые-дизайнеры впервые создали уникальный организм, содержащий только нужные гены

Его изучение позволит учёным лучше понять, как устроена жизнь

В журнале Science, одном из крупнейших научных изданий в мире, опубликована работа международной группы исследователей, сумевшей создать синтетический организм с рекордно коротким геномом. ДНК представленной учеными бактерии содержит в себе всего 473 гена.

Его изучение позволит учёным лучше понять, как устроена жизнь

Синтетические организмы, созданные в искусственных условиях, функционируют подобно живым существам, появившимся в процессе эволюции — они способны поддерживать собственную жизнедеятельность и достаточно быстро размножаться. При этом организм едва ли может порадовать наблюдателей какими-либо любопытными особенностями — напротив, свой прорыв учёные видят именно в том, что им, в некотором смысле, удалось создать «жизнь в чистом виде», клетку, в которой нет ни единого гена, который не являлся бы стопроцентно необходимым для её выживания.

Ведущий автор исследования, биолог Крэйг Вентер, рассказал, что с помощью полученного микроорганизма, работа над которым велась в течение двух десятилетий, учёные надеются получить новые знания о самых основах жизни как явления.

Первую версию «дизайнерского» организма, фрагменты ДНК которого были полностью собраны из отдельных фрагментов-олигонуклеотидов, специалисты представили в 2010 году, он носил название Mycoplasma mycoides JCVI-syn1.0. Новая версия этого микроорганизма стала результатом попытки, пользуясь той же технологией, «отсечь всё лишнее». В результате генетикам удалось создать бактерию ДНК которой составляет 473 гена — в 40 раз меньше, чем у человека, и почти в 2 раза меньше, чем у «оригинальной» Mycoplasma mycoides. Нуклеотидов, или генетических «букв» генома, у бактерии всего 531 тысяча — это в 12 раз меньше, чем у человека.

Любопытно, что о роли 149 из 473 генов, составляющих новый организм, учёные знают очень мало сверх того, что они абсолютно необходимы для выживания.

В дальнейшем, как предполагают генетики, новый организм может стать своего рода площадкой для экспериментов, позволяющей экспериментально добавлять поверх «очищенного» генома» и изучать различные биологические функции.