Столичный ученый придумал, как сохранить человечество

Лети, наш разум возмущенный

Люди — это всего лишь биты информации, набор цифр в кем-то созданной компьютерной программе. Мы удачно вписались в матрицу под названием Вселенная, материя которой также не что иное, как информация... Такие гипотезы выдвигают сегодня некоторые теоретики-космологи.

А вот ученый из столичного Института проблем информатики Игорь Гуревич пошел еще дальше — он задумался о том, как эту информацию и образцы «носителей» сохранить от грозящих нам мегакатастроф на будущие века. То есть поставил вопрос ребром о создании современного Ноева ковчега. К сожалению, сам Игорь Михайлович уже покинул этот мир (его не стало в конце прошлого года). Но мы нашли его единомышленника из НИИ ядерной физики МГУ Александра ПАНОВА.

Лети, наш разум возмущенный

Наш мир все-таки матрица?

Согласно доводам Гуревича, информация является первоосновой Вселенной, ее законы первичны, а все остальные законы природы выводимы из законов информации. Всё — сами мы, наши тела, одежда, автомобили, которыми пользуемся, — является материальной реализацией законов информации.

— Новозаветное «В начале было Слово...» он считал адекватным выражением основной своей гипотезы, — вспоминает Панов, — поскольку в греческой традиции «слово» — λόγος («логос») — имело более широкое значение, обозначало еще смысл вообще, все мыслимое, по сути — информацию. Ученый считал процесс познания информации природы основной функцией Разума (собирательное понятие, включающее познающих субъектов и полный багаж их знаний, которые он называл «минимальными субъектами познания» (МСП); теоретически МСП могут быть разнесены по всем уголкам нашей Вселенной).

— Как относилось научное сообщество к теории Гуревича?

— Не все — серьезно. Хотя он был не единственным ученым, который ставил информационную составляющую во главу угла мироздания. Есть международная организация FQXi (Foundational Questions Institute), которая объединяет многих знаменитых ученых, таких как экс-президент Лондонского королевского общества, королевский астроном Мартин Рис или наш бывший соотечественник, талантливый физик Стэнфордского университета Андрей Линде. Так вот этот институт регулярно организует конкурсы научных статей, посвященных новым научным направлениям. За три последних года два из них были посвящены темам, тесно связанным с ролью информации во Вселенной. Несколько сот статей, если я не ошибаюсь, было подано на эти конкурсы.

— В них описывалась та же модель, что и у Гуревича?

— Скажем, во многих случаях это было движение в том же направлении. Некоторые из них были еще более радикальны и сводятся к тому, что все, что мы видим перед собой, — это, по сути, не более чем информационный образ, построенный в некотором субстрате. Мы похожи на элементы компьютерной модели. Она настолько хороша, что, живя в ней, мы вполне органично вписываемся в нее и не испытываем никакого дискомфорта от того, что мы — всего лишь набор цифр, биты информации.

— Кто же, по их мнению, стоит за глобальным компьютером?

— Почти никто из теоретиков не говорит о том, что за существо создало наш мир-матрицу. Обсуждается только сама возможность существования такого мира. Среди таких теорий есть очень серьезные. Например, в основе некоторых квантовых теорий гравитации лежат чисто информационные комбинаторные структуры.

— А чем является сам информационный субстрат?

— Нет смысла это обсуждать. Он настолько фундаментален, что может быть объяснен только сам через себя.

Как сохранить Разум?

— Итак, по мнению Гуревича, назначение Разума — это познание?

— Несколько глубже. Скорее Игорь Михайлович считал, что одной из основных задач не столько Разума, сколько всей Вселенной в целом является ее самопознание. Поэтому возникновение Разума есть необходимый этап эволюции Вселенной, Разум — это инструмент самопознания Вселенной. Такая вот философия, и ее вполне можно считать продолжением традиции философии русского космизма. Формирование разума есть первый этап самопознания Вселенной, а собственно начало познания Разумом природы есть одновременно начало второго этапа самопознания Вселенной. Начало формирования Разума можно отнести примерно ко времени 3,8 миллиарда лет назад, когда на Земле появилась биосфера прокариотов (простейших одноклеточных живых организмов), но можно и прямо к возникновению Вселенной в Большом взрыве примерно 14 млрд лет назад. Собственно начало познавательной деятельности Разума Гуревич относит ко времени возникновения в цивилизации понятия о математических истинах, то есть, согласно археологическим и историческим данным, всего несколько тысяч лет назад.

Гуревич показал, что в видимой части Вселенной содержится около 10 в 90-й степени бит информации, и процесс познания он представлял как процесс сжатия и упаковки всего этого немыслимого количества информации в человеческой культуре. По сути дела, он считал, что познание в форме науки обеспечивает самый эффективный способ упаковки информации. У него даже есть оценки, во сколько именно раз упаковывается информация, будучи представленной в научном знании. Представления о сжатии и упаковке информации были близки Гуревичу, так как по своей основной специальности он был специалистом по вычислительным сетям.

Дальше Игорь Михайлович ведет к тому, что однажды из-за природной или техногенной катастрофы процесс познания может быть прерван, что в его философии является вселенской катастрофой, а не только катастрофой человечества, так как прерывается процесс самопознания Вселенной. Для того чтобы этого избежать, Разум должен создавать клоны самого себя в виде так называемых минимальных субъектов познания (МСП). Под этим термином он понимал минимальные самодостаточные колонии мыслящих существ, способные в принципе к неограниченному познанию природы. Такие МСП следует максимально обезопасить от непредвиденных случайностей. Это значит, что нужно не только предусмотреть хорошо защищенные убежища для МСП на Земле, но неплохо было бы забросить колонии-МСП на Луну, на планеты Солнечной системы и в более дальний космос. Последнее означает, что надо бы подумать не только о Марсе, но и о межзвездных перелетах. Ведь и Солнце не вечно, в конце концов.

Из работы И.Гуревича «О возможности сохранения Разума при космических катаклизмах»:

«Сформированный Разум МСП это:

* Мыслящие существа — люди, составляющие естественный Разум.

* Компьютеры, приборы, устройства, составляющие искусственный Разум.

* Библиотеки, хранилища знаний, обеспечивающие хранение методов, технологий и результатов познания.

* Средства обучения.

* Средства приема и интеграции знаний земной цивилизации (ЗЦ).

* Средства активации МСП по сигналу от ЗЦ или в соответствии с самостоятельным решением.

Минимальные ресурсы обслуживания процесса познания (необходимая среда обитания Разума):

* Средства энерго- и жизнеобеспечения.

* Средства перемещения.

* Средства колонизации внеземных объектов (например планет в различных звездных системах).

Задачи, решение которых возможно на Земле и в пределах Солнечной системы:

* Отбор для МСП знаний, средств познания.

* Создание прототипа (действующего макета МСП).

* Формирование, обучение и постоянная работа экипажей прототипа МСП.

* Моделирование с помощью прототипа МСП процесса познания земной цивилизацией Вселенной.

* Прогнозирование космических катаклизмов.

* Определение минимально необходимого количества МСП во Вселенной.

* Определение наиболее надежных мест размещения МСП («тихих заводей»).

* Создание на Земле защищенного МСП.

* Создание МСП на Луне.

* Создание МСП на одной из планет Солнечной системы.

Инопланетяне не могут говорить громко

Кстати, не забыл ученый и о будущих поисках средств связи с инопланетными цивилизациями. И свой следующий вопрос я снова адресую Александру Панову, который по совместительству является руководителем Научно-культурного центра SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) — организации, поддерживающей программу поисков внеземного Разума, в России.

— Скажите, надежда на установление контакта еще не утрачена?

— На сегодняшний день мы знаем о трех-четырех тысячах экзопланет, среди которых попадаются и планеты земного типа, на которых могла бы существовать какая-то жизнь. По имеющимся оценкам, примерно каждая пятая звезда, похожая на Солнце, может иметь планету земного типа в зоне обитания, то есть не слишком близко к своей звезде и не слишком далеко. Это означает, что ближайшая из них может находиться от Земли ближе чем в 12 световых годах, то есть совсем рядом, по звездным меркам.

Все это означает, что мест для обитания Разума в нашей Галактике предостаточно, и странно было бы, если бы мы в Галактике были одиноки. Более того, казалось бы, мы должны принимать сигналы разумных инопланетян со всех сторон. Почему же мы до сих пор никого не видим?

Существует широко распространенное убеждение, что ученые потратили невероятное количество сил на поиски сигналов внеземного Разума, ничего не нашли, поэтому и нет их, наверное, этих инопланетян, сказки одни. Среди специалистов это убеждение известно как один из так называемых мифов SETI. В действительности простые оценки показывают, что поймать инопланетный сигнал невероятно трудно. Ни одна цивилизация, обитающая на какой-нибудь планете, не сможет вести свои передачи на все звезды одновременно и на всех частотах сразу. На это попросту не хватит никакой энергии. Если они вообще захотят передавать информацию, то, скорее всего, будут сканировать по небу одну звезду за другой с использованием мощных узкополосных сигналов, чтобы снизить уровень помех. Тогда каждой звезде будет доставаться всего несколько минут передачи каждые несколько десятков лет или около того. При этом нам нужно еще отгадать, на какой частоте и в какой полосе принимать. В таких условиях поймать сигнал невероятно трудно — это так называемая проблема «космического стога сена», в котором мы должны найти иголку — сигнал. Для того чтобы принять инопланетный сигнал с априори отличной от нуля вероятностью, надо непрерывно держать под наблюдением по меньшей мере миллион звезд, причем одновременно на всех разумных частотах. Ничего подобного пока не делается, конечно, поэтому не приходится удивляться, что мы никого и не нашли. Так что серьезные поиски инопланетян фактически еще не начаты, вопреки массовому убеждению. Были программы, в которых кратковременно наблюдались отдельные звезды (десятки или сотни звезд вместо необходимых миллионов). Но что такое кратковременное наблюдение? Мы на звезду мельком взглянули и тут же отвернулись, а вот тут-то она и посветила нам в затылок. Так мы нескоро что-то найдем. Нужны специальные программы постоянного мониторинга подозрительных звезд — сначала десятков, потом и миллионов.

— Гипотеза Гуревича о том, что МСП могли быть изначально разнесены по всем уголкам Вселенной, могла бы как-то изменить наше представление о способах поиска информационных посланий из иных миров?

— Мы сейчас ищем узкополосные мощные сигналы — «маяки». Но если наша Галактика заселена не разными цивилизациями, а многочисленными МСП-клонами какого-то одного очень старого внеземного разума, то таким клонам не нужны «маяки», чтобы найти друг друга. Они имеют общее происхождение, поэтому и так знают, кто где. Тогда, следуя за мыслью Гуревича, нам следовало бы искать широкополосные, более слабые и информационно насыщенные сигналы. Это действительно влияет на стратегию поиска, поэтому мысли Игоря Михайловича важны для нас. Это не фантастика, это наша работа, причем уже сейчас.

Беседовала Мария БЫКОВА.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27079 от 13 апреля 2016

Заголовок в газете: Лети, наш разум возмущенный

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру