СМИ: ученые тайно договорились создать синтетического человека

ДНК такого человека может быть полностью создана искусственным образом

В средства массовой информации просочились данные, что 10 мая в Гарварде прошло секретное совещание, посвященное созданию синтетического генома человека. В нём приняли участие около 150 человек, в числе которых были ученые, юристы и предприниматели. Сами участники встречи, после того, как о ней стало известно, заявили, что их ближайшие цели значительно скромнее, чем создание «искусственного человека».

ДНК такого человека может быть полностью создана искусственным образом
Кадр из к/ф "Суррогаты"

Как объясняют американский научный журналист Эндрю Поллак, сотрудник The New York Times, первоначально встреча называлась «HGP2: проект синтеза генома человека», и, хотя в дальнейшем она была переименована в менее «Испытание крупных синтетических геномов в клетках», по данным журналиста, речь на совещании планировалось вести именно о создании полноценного синтетического генома «с нуля». Более того, в приглашении упоминалось, что достигнуть этого специалисты хотели бы уже через десять лет.

Главный организатор встречи, представитель Гарвардского университета Джордж Черч объясняет подобную трактовку «возникшим недопониманием», и утверждает, что в ходе встречи обсуждались лишь перспективы производства длинных нитей ДНК, что могло бы пригодиться, в том числе, при работе с генами животных и растений, а не обязательно человека. Впрочем, секретность совещания и подробности его подготовки заставляют Поллака сомневаться в искренности учёного.

Создать организм с геномом, полученным искусственным путём, учёным впервые удалось в 2010 году — тогда группа исследователей под руководстовм Крейга Вентера воспроизвела ДНК бактерии Mycoplasma mycoides. Геном человека значительно сложнее, однако в целом возможность создать синтетическую бактерию может свидетельствовать о том, что таким же образом воспроизвести ДНК человека тоже потенциально возможно.

Примерно в то же время, что и о тайном совещании в Гарварде, стало известно о другом событии, выглядящем несколько менее сенсационным, но в «прикладном» отношении имеющем даже большее значение — японские власти одобрили генетическую модификацию человеческих эмбрионов в научных целях. Основными целями, с которой могут понадобиться эксперименты такого рода, считаются новые методы лечения врожденных заболеваний и совершенствование технологий искусственного оплодотворения. Ранее о генетической модификации человеческих эмбрионов заявили китайские специалисты, а в феврале текущего года подобные исследования были разрешены в Великобритании.