Внеземной кинжал Тутанхамону выковали из юного метеорита

Ученые установили, что кинжал из древней гробницы был выкован из метеоритного железа

Открытие ученых из Египта и Италии, свидетельствующее, что обнаруженный в гробнице фараона Тутанхамона кинжал был выкован из материала внеземного происхождения, буквально шокирует. Ведь это означает, что жители Древнего Египта не просто были хорошо знакомы с «гостями из космоса», а находили им прекрасное применение. Например, - для метеоритного железа. Чтобы определить состав металла древнего кинжала, сегодня ученые применили рентгенофлуоресцентный спектрометр, а в те далекие времена египтяне, видимо, знали многое о свойствах металлов, вопреки отсутствию специального оборудования.

Прокомментировать это сообщение мы попросили заведующего музеем Института геологии и минералогии Сибирского отделения Академии наук Николая Подгорного.

35-сантиметровый клинок был обнаружен во время раскопок в гробнице Тутанхамона, после вскрытия саркофага, в пелене мумии, еще в 1925 году. Экспертизу кинжала ученые решили провести после того, как в феврале 2010 году было сделано открытие кратера Камиль метеоритного происхождения. Падение метеорита, по мнению ученых, произошло, по космическим меркам, совсем недавно. Он упал в египетской пустыне где-то от 5 до 10 тысяч лет назад. Также ученые — египтологи в одном из древних папирусов обнаружили информацию о «железе упавшем с неба».

-При анализе состава специалисты установили, что содержание никеля в лезвии составляет 10 %.

-Метеоритное железо всегда содержало достаточное количество никеля - от 5 до 30 %. Минералы, которые являются производными железа и никеля, располагаются в определенном порядке. Я вполне допускаю, что кинжал, найденный в гробнице Тутанхамона, был откован из метеоритного железа. Такая концентрация никеля в 2,5 раза превышает его содержание в других артефактах, изготовленных из земной железной руды. Кроме того, насколько я понял из сообщения, в клинке было обнаружено 0,6 % кобальта, что также характерно для метеоритного железа. Если бы к нам попал хотя бы мельчайший кусочек этого кинжала, мы могли бы точно ответить — изготовлен ли он из метеорита или нет, пока же можно говорить лишь о предположении.

-Можно сказать, что в Древнем Египте железо в то время не производили, ведь у жителей не было для этого ни ресурсной базы, ни технологий?

-Конечно, домен в то время еще не было. Но, в принципе, выплавки уже могли существовать. Опять же, что касается находки, это могло быть и самородное железо, которое образуется в результате вулканической деятельности в массивах основных пород при весьма в специфических условиях. В частности — в этих камерах не должно присутствовать много кислорода, иначе все железо превратится в оксиды. Как правило, самородное железо находят в виде мельчайших, неправильной формы зёрен, иногда в виде губчатых или сплошных объектов, рассеянных в базальтовых породах. Месторождения самородного железа известны в базальтах на острове Диско около западного берега Гренландии, в районе города Касселя в Германии и в департаменте Овернь во Франции. Это достаточно редкое явление, но оно имеет место быть на земле. Хотя, надо заметить, что самородное железо достаточно мягкое, и вряд ли кинжал мог быть сделан из него.

-Коллекционеры не усмотрели на фотографиях кинжала ни запилов, ни зазубрен на клинке.

-Этим кинжалом могли вообще не пользоваться в быту. Он мог быть просто символ богатства собственника.

Тутанхамон правил с 1333 по 1323 год до нашей эры и умер в возрасте 18 лет. В настоящее время кинжал хранится в Каирском музее. Клинок сделан из нержавеющего металла, ножны и рукоять - из золота.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27117 от 3 июня 2016