Астрономы увидели, как звезды-карлики устроили «перестрелку»

Необычное явление прозвали «настоящими звездными войнами»

Наблюдая за двойной звёздной системой AR в созвездии Скорпиона, группа ученых под руководством Тома Марша из университета Уорика в Великобритании обнаружила, что входящий в эту систему белый карлик «обстреливает» вторую звезду потоками радиоизлучения. Когда излучение попадает «в цель», которая представляет собой красный карлик, на его поверхности происходят яркие вспышки.

Необычное явление прозвали «настоящими звездными войнами»

Хотя двойная звезда была открыта уже 40 лет назад, долгое время астрофизики при наблюдении за ней не замечали ничего необычного. Лишь недавно наблюдения с помощью высокоскоростной камеры ULTRACAM и телескопа Уильяма Гершеля позволили заподозрить, что в этом участке космоса разгораются «настоящие звездные войны», как уже успели в шутку назвать это явление.

Вокруг красного карлика, масса которого составляет около 81 процента от солнечной вращается белый карлик, который «весит» примерно 30 процентов от массы Солнца. Последний очень быстро перемещается вокруг более крупного светила, совершая полный виток менее чем за четыре часа. На необычайно высокой скорости вращается белый карлик и вокруг своей оси, тратя лишь две минуты на оборот вокруг своей оси. Это, в совокупности с мощным магнитным полем, заставляет его время от времени испускать пучки радиоволн и заряженных частиц, которые, в свою очередь, каждые две минуты на скорости, близкой к скорости света, «бомбардируют» красный карлик. Энергия, которую при этом получает более крупная звезда, впоследствии излучаются в виде различных видов электромагнитного излучения, в диапазоне от ультрафиолетового до радиоволн. В результате учёные в течение некоторого времени яркость белого карлика примерно десятикратно превышает нормальные для подобного светила значения.

Как утверждают учёные, в прошлом подобных «перестрелок» звёзд астрофизикам наблюдать ещё не приходилось. При этом для того, чтобы в полной мере изучить природу подобного явления, по словам исследователей, потребуется дальнейшее его изучение.

Работа учёных опубликована в журнале Nature.