Ученые объяснили, почему человеческий секс круче, чем кажется

Такой метод размножения помогает бороться с инфекцией

Шотландские исследователи, представляющие Стерлингский университет, выяснили, почему секс и половое размножение в целом является наиболее распротраненным методом производства потомства у достаточно высокоразвитых живых существ — в том числе, человека. Как оказалось, помимо того, что данный способ позволяет видам быстрее и успешнее эволюционировать, он также укрепляет иммунную систему каждого нового поколения.

Такой метод размножения помогает бороться с инфекцией

Способы размножения, подразумевающие клонирование особи, имеют немаловажные преимущества перед размножением половым — отсутствие необходимости искать партнёра увеличивает шансы оставить потомство и при этом позволяет сэкономить немало энергии. Тем не менее, в долгосрочной перспективе такие методы имеют недостатки — в частности, накапливающиеся при делении генетические ошибки передаются из поколения в поколение, ослабляя организмы, к тому же клонирование не слишком эффективно при меняющихся природных условиях, под которые организму следует подстроиться. Половое размножение обе эти проблемы решает — оно позволяет самым разнообразным генам непрерывно «перемешиваться» в популяции. Это позволяет выживать носителям наиболее «удачных» комбинаций этих генов, то есть наиболее здоровым и приспособленным к текущим условиям особям.

Тем не менее, вышеописанные преимущества полового размножения в полной мере проявляют себя лишь в долгосрочной перспективе. Если бы эти плюсы были единственными, этого было бы недостаточно — пока самцы размножающихся половым путём видов сражались бы за самку, их клонирующие себя конкуренты попросту бы «взяли числом», захватив все ресурсы. Поэтому специалисты задумались, что «популярность» полового размножения в мире животных и растений, должна объясняться какими-либо дополнительными достоинствами данного метода, проявляющимися в каждом поколении.

В своём исследовании учёные использовали дафний — планктонных ракообразных из надотряда ветвистоусых, для которых характерен циклический партеногенез. Это означает, что в зависимости от условий самки этих животных могут как размножаться половым путём, так и создавать собственных клонов без участия самцов. При этом бесполое размножение в естественных условиях практикуется тогда, когда условия становятся менее благоприятными.

В ходе эксперимента учёные убедились, что потомство дафний, родившееся от самки и самца, обладало значительно более развитым иммунитетом, чем клоны самки. Учёные склонны предполагать, что именно это преимущество является причиной, по которой половое размножение закрепилось в качестве единственного или основного способа воспроизводства себе подобных у множества биологических видов.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.