Репортер «МК» встретил мамонта в Москве

Ученые надеются создать первый атлас мозга древнейшего ископаемого

В среду в Москву доставили мозг мамонта. Ученые Института морфологии РАМН впервые в мире будут изучать мозговое вещество ископаемого животного, пролежавшего в вечной мерзлоте 30 тысяч лет.

Никто из пассажиров, летевших 27 февраля рейсом Якутск — Москва, даже не догадывался, что рядом с ними летит… мозг 9-летнего мамонта, извлеченный из вечной якутской мерзлоты. Его везли в самолете на отдельном сиденье в пластиковом бочонке, тщательно завернутым в несколько слоев пропитанной фиксирующей жидкостью ткани. Кандидат биологических наук из Института морфологии РАМН Анастасия Харламова и аспирантка Анастасия Куртова даже имя шутливое мозгу дали — Юра. Вот так, хозяйка-мамонтиха была Юкой, а мозг стал Юрой. Корреспондент «МК» встречала ученых и присутствовала при распечатывании поклажи в лаборатории развития нервной системы человека.

Ученые надеются создать первый атлас мозга древнейшего ископаемого
Мозг мамонта Юки после трепанации. Фото Анастасии Харламовой.

Напомним, с чего все началось. Мамонтиха Юка была найдена на южном побережье Ледовитого океана еще летом 2009 года, в местечке Ойгоз Яр в Якутии, и сразу вызвала сенсацию в научном мире. Это был первый взрослый мамонт, найденный в вечной мерзлоте целиком — впервые за последние 109 лет! Ранее, во-первых, попадались лишь отдельные фрагменты, во-вторых, даже при сохранении черепов мозг в них отсутствовал вследствие высыхания или гнилостных процессов. Нечто подобное Юке, да и то в худшем состоянии, находили только в 1900 году — чучело знаменитого взрослого березовского мамонта хранится сейчас в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.

Репортер «МК» встретил мамонта в Москве

Репортер «МК» встретил мамонта в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

Жители Ойгоз Яра с новым экземпляром расставаться не собирались, хранили в леднике, где обычно хранят рыбу и оленину. Сначала они и вовсе пытались Юку скрыть, чтобы самостоятельно выгодно продать ее заграничным ученым. Однако международные маклеры из юкагиров вышли неважные — через полгода они все-таки согласились продать тушу якутским ученым. Но снова вышло недоразумение: предложенные им (по расценкам РАН) 5 тысяч рублей общину не устроили, и она продолжила мариновать ценное животное в леднике, требуя за Юку не меньше миллиона рублей.

«В противном случае, — заявлял тогда глава общины Василий Горохов, — мы сделаем собственную экспозицию и будем показывать нашего мамонта туристам сами». Кстати, именно Горохов дал мамонту имя Юка — в честь своей дочери и юкагирского народа.

Опасность того, что туша мамонта за время долгих препирательств может запросто разморозиться, никого не волновала.

Лишь через три с лишним года, поняв, что на Юке заработать не удастся, юкагиры отдали мамонта ученым просто так. К слову сказать, протяни они еще чуть-чуть — и уже биологи послали бы их с окончательно протухшей тушей куда подальше.

Итак, в понедельник, 25 февраля, специалисты Академии наук Республики Саха со столичными учеными из Института морфологии РАМН провели трепанацию черепа Юки в одной из ветлечебниц Якутска. Финансирование работы производилось Институтом биомедицинских проблем. Сомнения насчет того, что мозг мог испортиться за такое долгое время пребывания в отнюдь не специализированном хранилище, похоже, не подтвердились. Как сообщил еще в понедельник руководитель отдела по изучению мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов, мозг древнего животного неплохо сохранился.

Однако последнее слово все же будет за столичными специалистами. Привезенный авиарейсом в Москву мозг попал в руки профессора, зав. лабораторией Института морфологии РАМН Сергея САВЕЛЬЕВА.

Поскольку сохранность материала оставляла желать лучшего — все-таки 30 тысяч лет не прошли для него бесследно, — была опасность, что мозг превратится в прах еще при извлечении его из бочонка с формалином. К счастью (это происходило на глазах корреспондента «МК»), ценное вещество коричневого цвета не развалилось на куски.

— Тем не менее он очень слабенький, очень, — комментировал с сожалением увиденное Савельев, извлекая нежную биомассу в лаборатории. — Есть опасность, что мы не получим от него больше обычной морфологии, то есть описания внешнего вида.

В ближайшие две-три недели переложенный уже в лабораторную тару мозг Юки трогать не будут — он должен как следует пропитаться уже жидким формалином и немного затвердеть.

— Затем будем решать, как увеличить плотность нервной ткани, чтобы сохранить структуру, — поясняет Савельев. — Сделаем томографию уже без черепа, с более высоким разрешением, и перейдем к препарированию мозга. Для этого уберем следы мягких оболочек, обнажив все борозды и извилины для их анализа, сравним мозг с мозгом существующих африканского и индийского слонов, чтобы установить возможное родство и происхождение мамонта. На следующем этапе, если, конечно, нам позволит состояние материала, мы проведем анатомическое описание мозга и сделаем его копию при помощи специальных формовочных резин. Наша мечта — это создание первого в мире атласа мозга мамонта с параллельной работой по изучению нейронов животного, жившего 30 тысяч лет назад.

В последнее время мамонтов стали находить все чаще. В Арктике наблюдается локальное потепление, и многие образцы сами по себе отмораживаются и появляются из-под снегов вечной мерзлоты. Но находят их люди далекие от науки, оттого получить нормальный материал для ученого — настоящая удача. По мнению Савельева, надо воспользоваться случаем, который предоставляет нам природа Якутии, обнажая редкий палеонтологический материал, и срочно принять закон, по которому каждый нашедший мамонта должен сдавать его специалистам для исследования. Это могло бы существенно продвинуть отечественную палеоневрологию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру