Полету «Бурана» - 25 лет

«МК» побеседовал с испытателем уникального советского космического корабля Игорем ВОЛКОМ

Ровно 25 лет назад, 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала советская универсальная транспортная ракетно-космическая система «Энергия-Буран». Наш шаттл был вторым после американского, зато он первый в мире приземлился в автоматическом режиме. О том, как готовился полет, стоит ли нам сейчас возрождать «Буран» и как развивать космическую отрасль, корреспондент «МК» побеседовал с космонавтом-испытателем, совершившим первый полет на «Буране», до его полета в космос, Игорем ВОЛКОМ.

«МК» побеседовал с испытателем уникального советского космического корабля Игорем ВОЛКОМ
Игорь Петрович Волк

Первый совесткий шаттл совершил всего два витка вокруг Земли. Полет продолжался 206 минут, после чего «Буран» приземлился в автоматическом режиме на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. На проект возлагали большие надежды, - он мог повысить нашу обороноспособность, вывозить на орбиту грузы и людей...Но в 92-м программу закрыли. Сегодня от успешно приземлившегося корабля ничего не осталось: в 2002 году он был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

-Игорь Петрович, «Буран» ведь был ответом на американский шаттл, который считался исключительно милитаристским ходом. В чем заключалась ценность челноков, по мнению военных?

-Говорилось о том, что челнок может спланировать и сбросить бомбу на Москву, а потом снова уйти в космос. Но это, по моему мнению, чушь полная, - у шаттлов нет возможности без ракеты-носителя снова взмыть на большую высоту. Остаться при этом незамеченным для средств ПВО также невозможно. Так что с моей точки зрения, военной составляющей у американского аппарата не было. Смысл был, во-первых, в более бережной доставке в космос дорогого оборудования, - при запуске на шаттле перегрузки меньше, а значит, и риск выхода из строя аппаратуры ниже. Во-вторых, челноки могли служить неким подобием «скорой помощи» для спутников. С космического самолета их можно было захватывать при помощи роботов-манипуляторов и спускать на Землю для ремонта, - ведь спутник обходится дороже, чем запуск и спуск шаттла.

-Вам в 1985 году доверили первое летное испытание «Бурана», до его беспилотного полета в космос. Расскажите, как это было.

- Я поднимал его, как обычный самолет на высоту примерно 4-х тысяч метров. Моя задача заключалась в том, чтобы на определенной высоте включить автоматику и контролировать автоматическую посадку. Весь смысл этих полетов был в том, чтобы выяснить, нет ли в программно- автоматическом обеспечении ошибки. Многие ведь вообще не верили, что «Буран» способен сесть без человека на борту, но он все-таки сел.

- В чем состояла основная сложность?

-При обычном полете угол посадки составляет 2 градуса, а «Буран» садился при 18-24 градусах, на большой скорости, 70-80 метров в секунду. Если бы возникли неприятности с автоматикой, надо было бы быстро переключиться на управление в ручном режиме. Но этого, к счастью, в основном нашем полете не произошло. Тем самым мы дали шанс «Бурану» полететь в космос без пилотов.

- Этому, наверное, предшествовала большая работа на земле?

- Система управления проверялась сначала в НПО им. Пилюгина, потом на полнозразмерном стенде на НПО «Молния». После ее хотели переносить сразу на «Буран», но я убедил руководство, сначала обкатать ее на «ТУ- 154», который был переоборудован под летающую лабораторию. При полете на нем у нас было три случая, когда в процессе снижения у нас отключалась автоматика. Только после тщательной отработки программно-автоматическое оборудование было поставлено на «Буран». Сначала мы с Римантасом Станкявичюсом облетали его в Жуковском, а потом в 1988-м он полетел самостоятельно при помощи ракеты-носителя «Энергия» с Байконура.

-Перед испытаниями «Бурана» вы участвовали в космическом 12-суточном полете на станцию «Салют-7». В чем заключалась та миссия?

-Надо было доказать, что человек может после длительного орбитального полета сразу пересесть в другой аппарат и совершить его пилотирование. Когда мы приземлились, моих спутников понесли в палатку на носилках, а меня еле вытащили из-за заблокировавшего выход металлического контейнера. Я встал на ноги и самостоятельно направился к вертолету. Правда, был при этом в одних носках...

-Почему?

-Когда я освободился от скафандра, оказалось, что организаторы эксперимента забыли подготовить мне одежду для выполнения следующего задания. Я сразу заявил, что без штанов не полечу. Мне нашли какие-то шаровары, а вот ботинок так и не принесли... Это был первый эксперимент по пилотированию после длительного космического полета.

-Сейчас в Центре подготовки космонавтов проводят похожие эксперименты, в ходе которых космонавтам приходится сразу после посадки быстро вновь включаться в работу, имитируя новую посадку на Марс после длительного полета в центрифуге.

-Я об этом не знал. Но скажу вам точно, - никаких полетов на Марс не будет! Если, конечно, мы не остановим уничтожение России, котрое сейчас наблюдается.

-Что грозит России, по-вашему?

-Вы разве не помните идею Маргарет Тэтчер и бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что следовало бы оставить на территории СССР 15-50 миллионов русских, которые будут обслуживать нефтяную и газовую трубы? «Онли фифтин!», - кричала, уточняя цифру, Олбрайт. Вы думаете, ей кто-то по физиономии дал за это? Можно верить или не верить в теорию заговора или спланированное уничтожение России, но мы видим, что поставленная тогда задача выполняется, - население России каждый год тает на миллион человек. У нас развалена промышленость сельское хозяйство, сейчас вот развалили науку. Откуда человеку взять оптимизм?

-И что, по-вашему, надо делать в сложившейся ситуации?

-Пока народ не проснется, ничего не будет. Ведь у нас руководители, власть имущие берут до 70 процентов при заключении контрактов! Назовите мне хоть что-нибудь, что развивалось бы в нашей стране?!

-Пилотируемая космонавтика еще жива...

-Увы, даже это немногое, что у нас осталось, мы рискуем потерять в ближайшее время. Американцы в свое время хотели сделать свою станцию «Freedom”, а вышло так, что просто сперли у нас всю документацию и на основании этого сделали МКС. Теперь им осталось только сделать свой корабль, который заменит наш «Союз» и все! Мы никогда на МКС после этого не попадем, они закроют нам туда доступ, помяните мое слово.

-Но там же наши модули.

-Станция содержится в основном на американские деньги.

-Но существует же Роскосмос, дано распоряжение правительства на создание новой ракетно-космической корпорации. Наверняка они что-нибудь придумают.

-Вы прямо как дети малые. Что такое Роскосмос? Это контора, у которой есть предприятия? Уже нет. Она только бумажки может писать, стратегии, которые никто не слушает. Для чего в свое время развалили министерства и сделали ФГУПы? Они должны работать по госзаказам. Заказов нет, - что делать? - Сокращать людей, не платить зарплаты. - К директору ФГУПа приходит прокурор: «Ты почему не платишь людям зарплату?» - «Так заказов нет!». Получается замкнутый круг, а в результате: предприятие банкрот, люди на улице, станки — в металлоломе, а площади - под стриптиз клубами. И так случилось с тысячами предприятий! Теперь уже их остатки собирают в корпорации. Авиационную промышленность таким образом уничтожили, теперь взялись за космическую.

-Игорь Петрович, все же хотелось бы это интервью закончить на отпимистической ноте. Давайте представим, что страна все-таки поднялась, у нас бурно развивается космическая отрасль. Вы бы хотели возродить «Буран», стать свидетелем полета молодых космонавтов к другим планетам?

-Если мы поставили себе целью Марс, туда полететь невозможно при современном состоянии технических средств. Нужно переходить на другие методы движения. Без большого количества топлива, решив проблему защиты от космической радиации.

-А зачем это человечеству? Некоторые считают, что лучше развивть прикладные направления, а не мечтать о далекой фантастике.

-А вы уверены, что с Землей ничего не случится и нам не потребуется переселение на другие планеты?

-Нет такой уверенности. Ученые прогнозируют гибель бологических объектов через 10-20 тысяч лет в результате смещении магнитных полюсов Земли.

-Вот вам и ответ на ваш вопрос, нужен нам Марс или нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26390 от 21 ноября 2013

Заголовок в газете: Укротитель «Бурана»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру