Полету «Бурана» - 25 лет

«МК» побеседовал с испытателем уникального советского космического корабля Игорем ВОЛКОМ

Ровно 25 лет назад, 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала советская универсальная транспортная ракетно-космическая система «Энергия-Буран». Наш шаттл был вторым после американского, зато он первый в мире приземлился в автоматическом режиме. О том, как готовился полет, стоит ли нам сейчас возрождать «Буран» и как развивать космическую отрасль, корреспондент «МК» побеседовал с космонавтом-испытателем, совершившим первый полет на «Буране», до его полета в космос, Игорем ВОЛКОМ.

«МК» побеседовал с испытателем уникального советского космического корабля Игорем ВОЛКОМ
Игорь Петрович Волк

тестовый баннер под заглавное изображение

Первый совесткий шаттл совершил всего два витка вокруг Земли. Полет продолжался 206 минут, после чего «Буран» приземлился в автоматическом режиме на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. На проект возлагали большие надежды, - он мог повысить нашу обороноспособность, вывозить на орбиту грузы и людей...Но в 92-м программу закрыли. Сегодня от успешно приземлившегося корабля ничего не осталось: в 2002 году он был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

-Игорь Петрович, «Буран» ведь был ответом на американский шаттл, который считался исключительно милитаристским ходом. В чем заключалась ценность челноков, по мнению военных?

-Говорилось о том, что челнок может спланировать и сбросить бомбу на Москву, а потом снова уйти в космос. Но это, по моему мнению, чушь полная, - у шаттлов нет возможности без ракеты-носителя снова взмыть на большую высоту. Остаться при этом незамеченным для средств ПВО также невозможно. Так что с моей точки зрения, военной составляющей у американского аппарата не было. Смысл был, во-первых, в более бережной доставке в космос дорогого оборудования, - при запуске на шаттле перегрузки меньше, а значит, и риск выхода из строя аппаратуры ниже. Во-вторых, челноки могли служить неким подобием «скорой помощи» для спутников. С космического самолета их можно было захватывать при помощи роботов-манипуляторов и спускать на Землю для ремонта, - ведь спутник обходится дороже, чем запуск и спуск шаттла.

-Вам в 1985 году доверили первое летное испытание «Бурана», до его беспилотного полета в космос. Расскажите, как это было.

- Я поднимал его, как обычный самолет на высоту примерно 4-х тысяч метров. Моя задача заключалась в том, чтобы на определенной высоте включить автоматику и контролировать автоматическую посадку. Весь смысл этих полетов был в том, чтобы выяснить, нет ли в программно- автоматическом обеспечении ошибки. Многие ведь вообще не верили, что «Буран» способен сесть без человека на борту, но он все-таки сел.

- В чем состояла основная сложность?

-При обычном полете угол посадки составляет 2 градуса, а «Буран» садился при 18-24 градусах, на большой скорости, 70-80 метров в секунду. Если бы возникли неприятности с автоматикой, надо было бы быстро переключиться на управление в ручном режиме. Но этого, к счастью, в основном нашем полете не произошло. Тем самым мы дали шанс «Бурану» полететь в космос без пилотов.

- Этому, наверное, предшествовала большая работа на земле?

- Система управления проверялась сначала в НПО им. Пилюгина, потом на полнозразмерном стенде на НПО «Молния». После ее хотели переносить сразу на «Буран», но я убедил руководство, сначала обкатать ее на «ТУ- 154», который был переоборудован под летающую лабораторию. При полете на нем у нас было три случая, когда в процессе снижения у нас отключалась автоматика. Только после тщательной отработки программно-автоматическое оборудование было поставлено на «Буран». Сначала мы с Римантасом Станкявичюсом облетали его в Жуковском, а потом в 1988-м он полетел самостоятельно при помощи ракеты-носителя «Энергия» с Байконура.

-Перед испытаниями «Бурана» вы участвовали в космическом 12-суточном полете на станцию «Салют-7». В чем заключалась та миссия?

-Надо было доказать, что человек может после длительного орбитального полета сразу пересесть в другой аппарат и совершить его пилотирование. Когда мы приземлились, моих спутников понесли в палатку на носилках, а меня еле вытащили из-за заблокировавшего выход металлического контейнера. Я встал на ноги и самостоятельно направился к вертолету. Правда, был при этом в одних носках...

-Почему?

-Когда я освободился от скафандра, оказалось, что организаторы эксперимента забыли подготовить мне одежду для выполнения следующего задания. Я сразу заявил, что без штанов не полечу. Мне нашли какие-то шаровары, а вот ботинок так и не принесли... Это был первый эксперимент по пилотированию после длительного космического полета.

-Сейчас в Центре подготовки космонавтов проводят похожие эксперименты, в ходе которых космонавтам приходится сразу после посадки быстро вновь включаться в работу, имитируя новую посадку на Марс после длительного полета в центрифуге.

-Я об этом не знал. Но скажу вам точно, - никаких полетов на Марс не будет! Если, конечно, мы не остановим уничтожение России, котрое сейчас наблюдается.

-Что грозит России, по-вашему?

-Вы разве не помните идею Маргарет Тэтчер и бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что следовало бы оставить на территории СССР 15-50 миллионов русских, которые будут обслуживать нефтяную и газовую трубы? «Онли фифтин!», - кричала, уточняя цифру, Олбрайт. Вы думаете, ей кто-то по физиономии дал за это? Можно верить или не верить в теорию заговора или спланированное уничтожение России, но мы видим, что поставленная тогда задача выполняется, - население России каждый год тает на миллион человек. У нас развалена промышленость сельское хозяйство, сейчас вот развалили науку. Откуда человеку взять оптимизм?

-И что, по-вашему, надо делать в сложившейся ситуации?

-Пока народ не проснется, ничего не будет. Ведь у нас руководители, власть имущие берут до 70 процентов при заключении контрактов! Назовите мне хоть что-нибудь, что развивалось бы в нашей стране?!

-Пилотируемая космонавтика еще жива...

-Увы, даже это немногое, что у нас осталось, мы рискуем потерять в ближайшее время. Американцы в свое время хотели сделать свою станцию «Freedom”, а вышло так, что просто сперли у нас всю документацию и на основании этого сделали МКС. Теперь им осталось только сделать свой корабль, который заменит наш «Союз» и все! Мы никогда на МКС после этого не попадем, они закроют нам туда доступ, помяните мое слово.

-Но там же наши модули.

-Станция содержится в основном на американские деньги.

-Но существует же Роскосмос, дано распоряжение правительства на создание новой ракетно-космической корпорации. Наверняка они что-нибудь придумают.

-Вы прямо как дети малые. Что такое Роскосмос? Это контора, у которой есть предприятия? Уже нет. Она только бумажки может писать, стратегии, которые никто не слушает. Для чего в свое время развалили министерства и сделали ФГУПы? Они должны работать по госзаказам. Заказов нет, - что делать? - Сокращать людей, не платить зарплаты. - К директору ФГУПа приходит прокурор: «Ты почему не платишь людям зарплату?» - «Так заказов нет!». Получается замкнутый круг, а в результате: предприятие банкрот, люди на улице, станки — в металлоломе, а площади - под стриптиз клубами. И так случилось с тысячами предприятий! Теперь уже их остатки собирают в корпорации. Авиационную промышленность таким образом уничтожили, теперь взялись за космическую.

-Игорь Петрович, все же хотелось бы это интервью закончить на отпимистической ноте. Давайте представим, что страна все-таки поднялась, у нас бурно развивается космическая отрасль. Вы бы хотели возродить «Буран», стать свидетелем полета молодых космонавтов к другим планетам?

-Если мы поставили себе целью Марс, туда полететь невозможно при современном состоянии технических средств. Нужно переходить на другие методы движения. Без большого количества топлива, решив проблему защиты от космической радиации.

-А зачем это человечеству? Некоторые считают, что лучше развивть прикладные направления, а не мечтать о далекой фантастике.

-А вы уверены, что с Землей ничего не случится и нам не потребуется переселение на другие планеты?

-Нет такой уверенности. Ученые прогнозируют гибель бологических объектов через 10-20 тысяч лет в результате смещении магнитных полюсов Земли.

-Вот вам и ответ на ваш вопрос, нужен нам Марс или нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26390 от 21 ноября 2013

Заголовок в газете: Укротитель «Бурана»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру