Победа над раком возможна: испытания нового лекарства прошли в США

Сенсацию опубликовал журнал «Science»

Их было 86 человек, приговоренных раком к смерти. Рак был многолик — желудка, простаты, матки, кости… У одной женщины был столь редкий рак, что против него вообще даже не было никакого лечения. Вместо него бедняжке строго наказали привести в порядок свои земные дела. Что же объединяло этих приговоренных к смерти? Их рак во всем его многообразии не поддавался никакому стандартному лечению. Все больные страдали генетическими мутациями, которые мешали клеткам фиксировать пораженные раком ДНК. И все 83 проходили тесты препарата, который помогает иммунной системе атаковать болезнь.

Сенсацию опубликовал журнал «Science»

Результаты тестов настолько удивительны (они опубликованы в последнем номере журнала «Science»), что Администрация США по продовольствию и лекарствам уже апробировала применявшийся препарат для больных раком, вызванным такими же генетическими ненормальностями. И это тоже сенсационно. Администрация впервые дала свое добро препарату против раковых опухолей, имеющих определенный генетический профиль, независимо от места их нахождения. Это дает надежду десяткам тысяч больных раком в США.

«Это абсолютно великолепно!» — заявил доктор Хозе Базелга, главный врач Онкоцентра Мемориал Слоан Кеттеринг в Нью-Йорке, флагмана борьбы против рака, который незамедлительно взял к себе на работу руководителя теста доктора Луиз А.Диас. (Еще одна сенсация).

После принятия препарата pembrolizumab 66 из 83 приговоренных к смерти почувствовали себя много лучше — их опухоли значительно уменьшились и стабилизировались, перестав расти. Из этих 66 восемнадцать пациентов вообще лишились раковых опухолей, которые, как обычно, так и не вернулись.

Тест проходил без обязательной контрольной группы, и поэтому формально его результаты не могут считаться «абсолютно убедительными». Тесты начались в 2013 году и были финансированы филантропами. Медицинские картели ограничивались лишь тем, что снабжали тестирование лекарствами. Опыты продолжаются и сейчас.

Лекарства уже можно найти в США на рынке для пациентов с редкими затянувшимися опухолями легких, мочевого пузыря и меланомой. Средство очень дорогое. Годичная порция стоит $156 тыс.

Только 4% раковых больных имеют тип генетических аббераций, подверженных pembrolizumab. Но по США эти 4% означают 60 тыс больных в год.

Клиницисты уже давно привыкли классифицировать рак, согласно тому месту на теле, где он возник. Это то рак легких, то рак мозга и т.д. Но исследователи уже многие годы утверждают, что значение имеют генетические мутации, вызывающие любые раковые опухоли. Сначала они были уверены, что смогут лечить рак с помощью препаратов, нацеленных на мутации, где образовываются опухоли.

Но рак куда хитрее, говорит доктор Дрю М.Пардолл, директор Института Джона-Гопкинса Блумберг-Киммеля и автор нового исследования на эту тему. Так например, мутации, возникшие в половине всех меланом, оказались весьма редкими в других видах рака. И даже тогда, когда ученые указывали на эти мутации в 10% рака желудка, лекарство «работающее» на больных меланомы, не «работало» на других пациентов, больных другими видами рака.

«Это был долгий и великий сон», — говорит, вздыхая, доктор Пардолл.

Новые тесты основывались на другой идее. Иммунная система способна распознать раковые клетки как «враждебные» и разрушать их. Но опухоли отбивают атаки защитных протеинов на их поверхности, делая их невидимыми для иммунной системы.

Рembrolizumab является новым типом препарата иммунотерапии, известным как РД-1 блокер, который «разоблачает» раковые клетки и дает возможность иммунной системе находить и убивать их.

Сам этот препарат является «счастливым результатом» провалившегося эксперимента. Приблизительно идентичное лекарство nivolumab, которое принимали 33 пациента больных раком желудка, и только один из них отреагировал более чем позитивно — рак в этом организме исчез совсем.

Что было особого в этом пациенте? Ответ на этот вопрос дается доктором Диас генетиком Джона Гопкинса до последнего времени и ведущим автором нового исследования — генетическая мутация, которая не позволила опухоли «отремонтировать» ДНК.

В результате раковые клетки мужчин вобрали в себя избыток мутированных генов, которые производили тысячи странно выглядевших протеинов на поверхности клеток. Как только механизм покрова был подвергнут «короткому замыканию» лекарством, иммунная система человека без всякого затруднения нацелилась на протеины раковых клеток.

Именно это родило новую идею в голове доктора Диас. Он и его коллеги разыскали пациентов, опухоли которых имели такие генетические дефекты, которые могут возникнуть в любом из четырех генов на пути «ремонта» поврежденных ДНК. Врачи дали пациентам блокер РД-1, а затем сами удивились полученным результатам.

Эффект результатов лекарства оказался столь длительным, что экспериментаторы не могут установить, как долго они будут действовать и как долго будут жить пациенты. Эти результаты доктор Баселга охарактеризовал одним словом — «безумно!»

А теперь расскажем историю одной из больных — Адриенны Скиннер, 60-летней жительницы Лархмонта, штат Нью-Йорк. Она болела редким и убийственным раком — ампулярным раком. Этот рак не имеет стандартного лечения. Прогноз — смерть.

Доктора Адриенны решили прооперировать ее и вырезать у нее часть поджелудочной железы, часть кишечника и мочевой пузырь. Но операция была отменена. Хирург отменил ее, когда обнаружил, что рак распространился и на печень. Не кромсать же все внутренности пациентки!

Ее подвергли химиотерапии — шесть месяцев одного типа, шесть месяцев другого. Химиотерапия не помогла. Тогда женщину передали клиническим опытам доктора Диаса в госпитале Джона Гопкинса. 15 апреля 2014 года госпожа Скиннер получила первую дозу его нового препарата.

В июле доктор ввел ей эндоскоп для повторной биопсии. Его удивлению не было предела. Обращаясь к пациентке, он сказал: «Если бы я не знал, что у вас ампулярный рак, то я бы этого никогда не узнал».

Опухоли исчезли. Тем не менее еще два года Скиннер принимала лекарство в качестве «страховки». В 2016 году она перестала принимать его. Рак не вернулся. «В действительности меня вылечили в течение нескольких месяцев, — говорит Скиннер. — Я живу великолепной жизнью».

Но почему не излечились все остальные пациенты?

Сейчас идет лихорадочный поиск ответа на этот вопрос. «Лаборатории выглядят как дома для умалишенных», — говорит доктор Балзега. Еще бы!..

А я тем временем смотрю на фотографию госпожи Адриенны Скиннер. Женщине не дашь даже пятидесяти. Она полна здоровья. и ее фигура дышит вызовом, от которого стушевался, а затем сбежал ее многополярный рак. Куда? Не знаю. Но туда ему и дорога.

Миннеаполис.