Производители датчиков ракеты «Протон-М» считают обвинения в свой адрес трепом

Референт генерального директора НПЦ им. Пилюгина по связям с общественностью Дмитрий Ровинский«Сейчас все друг на друга валят. Мы ничего пока не знаем»

18 июля 2013 в 15:52, просмотров: 9462

Причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» стала неправильная установка, а вследствие этого — нештатное функционирование трех датчиков угловых скоростей. Такой вывод сделала вчера Межведомственная комиссия Роскосмоса. Вдобавок председатель этой комиссии намекнул, кого в ведомстве могут сделать крайними в этом деле: претензии появились к конструкторам датчиков. Однако в НПЦ Автоматики и приборостроения им. А.Н.Пилюгина, где, собственно, и производят ДУСы, претензии назвали «трепом».

Производители датчиков ракеты «Протон-М» считают обвинения в свой адрес трепом
фото: Роскосмос

О том, что причиной отклонения от курса и взрыва ракеты-носителя «Протон-М» является неправильная установка датчиков угловых скоростей, эксперты говорили в первые же сутки после аварии. «МК» писал об этой версии. Единственное, в чем оказалось расхождение прежней версии с официальной, — специалисты Центра им. Хруничева перепутали не провода («плюс» с «минусом»), а неправильно установили сами датчики при механической сборке, перевернув их на 180 градусов.

Напомним, что пуск ракеты-носителя (РН) «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и блоком космических аппаратов (КА) «Глонасс-М» был произведен 2 июля. На первых же секундах полета ракета изменила направление и упала в 2,5 км от стартовой площадки.

Как уточнили в Роскосмосе, «авария произошла... вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей (ДУС) системы управления РН «Протон-М»... Эксперименты по выяснению причины нештатного функционирования ДУС подтвердили возможность их неправильной установки (переворот приборов на 180° при установке) при штатном подключении электроразъемов». Еще одну версию — досрочный старт ракеты, на 0,4 секунды раньше срока, — с повестки дня сняли: анализ телеметрической информации и проведенное моделирование полета злосчастного «Протона» показали, что дело было только в датчиках.

Как пояснили «МК» эксперты отрасли, в отличие от датчиков линейных ускорений, которые отвечают за движение ракеты вверх-вниз, существуют датчики угловых скоростей. Они нужны для контроля полета ракеты в нужном направлении. Как только по каким-либо причинам она дает крен, ДУСы мгновенно реагируют и дают команду на выравнивание курса. Эти датчики включаются еще до выведения ракеты-носителя, то есть готовы к работе сразу — контролируют угловое положение. В принципе переворот на 180 градусов, по словам специалистов, при должном проектировании датчиков также должен был быть невозможен, поскольку давно все системы оборудуются так называемой «системой защиты от дураков». При ней ни перепутать «плюс» с «минусом», ни перевернуть датчики на 180 градусов было бы невозможно. Но, видимо, при сборке «Протона» в Центре Хруничева в 2011 году эта мера предосторожности еще не применялась.

— На каком этапе можно было бы последний раз перепроверить положение датчиков УС? — спросили мы эксперта.

— Только тогда, когда ракета еще находилась на заводе. Чтобы проверить работу датчиков на Байконуре, надо было бы приподнимать ракету, установленную на стартовом столе в вертикальном положении, что в принципе невозможно.

— Как же могли специалисты определить, что причина падения — в датчиках?

— Это можно было сделать только при экспериментальном моделировании. Вы заметили, что в формулировке говорится: «эксперименты подтвердили возможность неправильной установки датчиков».

«Есть претензии к конструктору и технологу (датчиков угловых скоростей. — Прим. авт.). Технолог мог неправильно описать в чертеже все данные. К самим приборам претензий нет», — приводит слова замглавы Роскосмоса Александра Лопатина агентство РИА.

— Технологией конструкции была предусмотрена только визуальная проверка датчиков угловых скоростей, — подтвердили «МК» в Центре им. Хруничева, где собиралась ракета-носитель.

Мы решили узнать, что думают по этому поводу в самом НПЦ им. Пилюгина.

— Мы ничего не знаем про выводы межведомственной комиссии по этому поводу. Когда они появятся, тогда будем разговаривать, — ответил нам референт генерального директора по связям с общественностью Дмитрий Ровинский. Замечу: разговор происходил спустя несколько часов после появления текста решения комиссии на официальном сайте Роскосмоса.

— Но ведь решение уже есть: неправильно были установлены датчики угловых скоростей, есть претензии к конструктору и технологу...

— Там сейчас везде идет треп, все друг на друга валят. Мы ничего пока не знаем.

Итак, что же творится в «Роскосмосе» и подведомственных ему предприятиях? Разработчики датчиков не знают о решении комиссии по поводу этих датчиков, сами приборы никак не испытываются ракетостроителями...

Как выяснилось, и процедура установки датчиков на ракету не контролировалась военной приемкой. Что уж тут говорить о простых механиках. Вряд ли кого-то удивит, если этих датчиков не было в ракете вовсе. Их же так сложно устанавливать...



Партнеры