Самолет легендарного летчика Леваневского будут искать при помощи магнитометров

Энтузиасты надеются обнаружить у берегов Аляски останки пропавшего в 1937 году Героя Советского Союза

12.08.2013 в 21:34, просмотров: 7689

12 августа 1937 года случилось событие, породившее одну из самых известных тайн в истории мировой авиации. С подмосковного аэродрома стартовал громадный четырехмоторный самолет ДБА с номером «Н-209», на котором команда во главе со знаменитым летчиком, Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским должна была перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Больше эту крылатую машину и ее экипаж никто не видел, – они пропали где-то среди арктических льдов. Поиски экипажа Леваневского тогда так и не дали результата, но теперь, 76 лет спустя, должна состояться экспедиция, участники которой надеются при помощи современной техники «нащупать», наконец, следы погибшего самолета.

Самолет легендарного летчика Леваневского будут искать при помощи магнитометров
фото: Александр Добровольский
Юрий Сальников у памятника экипажу «Н-209».

Подробности уникального для нас поискового проекта корреспондент «МК» узнал от его инициаторов после окончания мемориальной церемонии – возложения цветов к памятнику членам экипажа самолета «Н-209».

Вы о таком и не слыхали? Ничего удивительного: ведь этот мемориальный знак установлен на «режимной» территории – на одной из площадок космического научно-производственного центра им. Хруничева. Существовавший здесь в довоенные годы завод №22 и изготовил опытный образец самолета ДБА, на котором Леваневский решил лететь через Арктику. Памятник был установлен несколько лет назад.

фото: Александр Добровольский

Среди тех, кто пришел в этот раз к нему, чтобы почтить память погибших летчиков, – внучатый племянник радиста с «Н-209» Николая Галковского Андрей Подольский, режиссер-документалист Юрий Сальников. Совсем скоро им обоим предстоит отправиться на Аляску, чтобы попробовать провести обследование морского дна Ледовитого океана в одном из предполагаемых районов гибели самолета ДБА с воздуха при помощи магнитометров.

– Идея такого поиска возникла еще несколько лет назад, но приступить к подготовке ее реального осуществления удалось лишь в феврале этого года, – рассказывает научный руководитель экспедиции Андрей Подольский. – Конечно, все упиралось в средства. Сейчас, эта проблема хотя бы по самому минимуму решена – в том числе и благодаря гранту, полученному от Русского географического общества.

фото: Александр Добровольский

– Предстоит «прозвонить» около 60 квадратных километров прибрежного шельфа, – уточняет задачу Юрий Сальников. – Мы собираемся обследовать дно там, где мог потерпеть аварию «Н-209», согласно свидетельствам, оставленным американским любителем арктических путешествий Х. Келлемсом. Летом 1938 года неподалеку от устья реки Колвилл на Аляске он встретил местных эскимосов – инуитов, которые рассказали, что 15 августа 1937 года они услышали громкий гул моторов и увидели в бинокль большой самолет, двигавшийся на восток между островами Тзитис и Спай. Крылатая машина двигалась очень низко, дважды она даже коснулась воды, а в третий раз рухнула в море. Когда на следующий день аборигены приплыли в район этого места, они увидели на поверхности только большое масляное пятно. Попытки самого Келлемса обнаружить на дне огромную металлическую машину, пользуясь в качестве датчика обыкновенным компасом, не дали результата.

фото: ru.wikipedia.org
Фото 1930-х годов.

– Мы предполагаем использовать современные методы дистанционного обследования дна при помощи магнитометрии, – поясняет Подольский. – Будет задействовано самое подходящее для точного обнаружения на дне металлических объектов оборудование – так называемые градиентометры. Нам удалось договориться с зарубежными специалистами, которые уже имеют опыт поисковой работы с подобной техникой. В обнаружении останков самолета Леваневского будут участвовать двое американски ученых-геофизиков, а также канадец Билл Тума. Он известен тем, что несколько лет назад сумел, благодаря магнитометру, найти с воздуха военный самолет, пропавший над Гренландией во время Второй мировой. Эта машина в итоге оказалась вмерзшей в сплошной ледяной массив на глубине 13 метров! Между тем, толща воды в районе наших будущих поисков – максимум 10-12 метров... Помощь в обеспечении экспедиции авиационной техникой готов оказать американец – энтузиаст изучения истории полярной авиации. Как видите, за океаном проявляют большой интерес к экспедиции, благодаря которой может быть раскрыта одна из тайн прошлого века. Да и вообще с долей горечи должен заметить, что на Аляске про летчика Леваневского знают сейчас гораздо больше людей, чем у нас в России.

Если не возникнет проблем с получением виз, вылет в США запланирован на 3 сентября, а вся экспедиция продлится недели две. Экспедиционный этап нынешнего года мы называем рекогносцировочным. Дело в том, что территория предстоящих поисков труднодоступная не только по природным условиям и отдаленности своей, но еще и по причине того, что это – закрытая зона системы ПВО США, а кроме того эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Так что нам придется уже по прибытии на Аляску «разруливать» ситуацию и получать «допуск» в интересующий нас «квадрат».

фото: ru.wikipedia.org
Сигизмунд Леваневский

– Даже если ваши предположения о том, что именно там произошла катастрофа с самолетом Леваневского, верны, есть ли шанс найти на дне хоть какие-то обломки и останки? Ведь уже столько лет прошло...

– Вспомните сравнительно недавнюю историю с обнаружением на дне моря обломков самолета известного французского писателя и военного летчика Сент-Экзюпери. С того дня, как он не вернулся с боевого задания прошло более полувека, и вот нашли на дне браслет, отыскали какие-то обломки... Главное – не прекращать поиск, верить в удачу!

25 января 1935 г. вышла серия почтовых марок СССР «Спасение челюскинцев» с портретами летчиков — первых Героев Советского Союза. Под изображением каждого летчика были нарисованы две ветви лаврового дерева. Единственное исключение — марка, посвященная С.Леваневскому. На ней ветви разные: одна лавровая — ветвь победителя, а другая миртовая — знак траура. Автор серии художник В.Завьялов говорил, что это получилось случайно. Однако по странному совпадению через два года С.Леваневский погиб — первым из Героев Советского Союза.



Партнеры