Как католики накрывают стол в Рождество

Что принято в Европе дарить и говорить в этот праздник

24 декабря 2013 в 19:12, просмотров: 12958

Католическое Рождество отмечается по устоявшейся традиции 25 декабря. За 4 недели до сочельника начинается Адвент – время поста и внутренней подготовки верующих к празднованию великого события. Каждое из воскресений Адвента проходит под определенной тематикой, главной целью которых является призыв к покаянию и глубинному очищению души. Особо строгий пост соблюдается в канун праздника. Рождество католики отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. Празднование Рождества начинается с восходом первой вечерней зари, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего. Рождество отмечается в течение восьми дней (октавы).

Как католики накрывают стол в Рождество
фото: PhotoXPress

Встречать только с радостью

 

Источники празднования католического рождества историки видят в стремлении правителей римской империи, которая является прародительницей католицизма, объединить введение христианства в государстве, традиционно исповедующим языческие религии и культы. Именно по этой причине выбор даты 25 декабря по юлианскому календарю не случаен – это день, когда в Риме отдавали почести рождению Непобедимого Солнца. Руководство католической церкви в IV веке приняло эту дату как официальный день рождения Сына Бога – Иисуса Христа и ввело свои обряды, некоторые из которых дошли до нашего времени в неизменном виде. В этот день католики отдают почести Иисусу и родившей Его в непорочном зачатии Божьей Матери – Деве Марии. Семейный праздник, в котором вся семья собирается за вечерним праздничным столом, люди дарят подарки друг другу и поздравляют с рождением Спасителя родственников и знакомых. Сочельник, отмечающийся 24 декабря, получил свое название от блюда «сочиво», которое употребляется в пищу в этот день. В состав сочива входят ячменные или пшеничные зерна, сваренные с медом. Празднуется само католическое Рождество 8 дней – с 25 декабря по 1 января. Первый день нового года считается праздником Торжества Пресвятой Богородицы.

Архиепископ Павел Пецци, глава российских католиков обратился к ним с Рождественским посланием: "Предрождественское время Адвента лучше всего характеризует слово, которое также является отличительной чертой христианина: радость. Это же слово связано с великой тайной Боговоплощения, которое мы празднуем в радости. И если мы действительно веруем в Иисуса Христа, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал, умер и воскрес из мёртвых, то именно радость как ничто иное свидетельствует об этой вере. Радость связана с самыми важными моментами жизни Иисуса. Ангел, сообщая пастухам о воплощении, говорит им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

И святой Антоний Падуанский комментирует: «Рождество — это и есть рай», то есть местоположение этой радости. Незадолго до Своей смерти Иисус, беседуя с учениками, говорит им, что никто не отнимет у них эту радость, потому что Он, Иисус, источник радости, будет с ними всегда. И, конечно же, встречи с Воскресшим Христом рождают в сердце верующих в Него ни с чем не сравнимую радость.

В Евангелиях мы видим, что именно радость в сердце является знаком встречи с Христом. Мы радуемся по-настоящему не тогда, когда всё идёт хорошо, когда нам кажется, что у нас нет проблем, а тогда, когда мы живём нашими отношениями с Христом.

Папа Франциск в самом начале своего обращения — «Радость Евангелия» подчёркивает этот момент: «Радость Евангелия наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встретился с Христом». И поэтому Папа призывает каждого из нас, где и в каких бы обстоятельствах мы ни находились, обновить свою личную встречу с Иисусом Христом или, по крайней мере, принять твёрдое решение позволить себе встретиться с Ним, искать этой встречи каждый день неустанно. Первый и необходимый момент радости — это встреча с Христом.

Из этого мы понимаем, насколько христианская община необходима для того, чтобы эта встреча с Христом осуществлялась снова и снова. Христос присутствует сегодня благодаря Церкви. Встречая Церковь, человек может встретить Христа сегодня. История Церкви — и особенно история мучеников — это история встречи с людьми, охваченными радостью и любовью, которые невозможно обрести иначе как в христианской общине. В этой связи меня поразили слова, с которыми Папа Франциск обратился к участникам Пленарного заседания Папского совета по содействию новой евангелизации.

Папа напомнил им, что участвовать в новой евангелизации значит «пробуждать в сердцах и умах наших современников жизнь веры. Вера — это дар Бога, однако важно, чтобы мы, христиане, показали миру, что переживаем веру конкретным образом — в любви, согласии, радости, страдании. Именно это заставляет окружающих спрашивать, как это было и в самом начале пути Церкви: почему они так живут? Что ими движет? Подобные вопросы ведут к самой сердцевине евангелизации, суть которой — свидетельство веры и любви. В наши времена мы особенно нуждаемся в свидетелях, достойных доверия, способных собственной жизнью и словом сделать зримым Евангелие, пробудить любовь к Иисусу Христу, к красоте Бога... Мир нуждается в христианах, которые сделают явными для современных людей милосердие Бога, Его нежную заботу о всяком творении».

Папа призывает нас, христиан, идти навстречу другим людям, навстречу тем, кто потерял веру и глубинный смысл жизни. «Церковь включена в это движение, любой христианин призван вступать в диалог с теми, кто не разделяет нашего мнения, имеет другую веру или не верит вообще, встречаться со всеми, потому что все мы созданы по образу и подобию Божию. Мы можем идти навстречу каждому, не испытывая страха и не отказываясь от нашей принадлежности». Папа Франциск напоминает нам о том, что «необходимо общее вовлечение в пастырские проекты, которые бы напоминали о самом главном и были бы полностью обращены к самому главному, то есть к Иисусу Христу. Нет смысла расточаться на множество второстепенных или поверхностных дел. Нужно сосредоточиться на основном — на встрече с Христом, с Его милосердием, Его любовью — и любить братьев так, как Он возлюбил нас».

Мы должны спросить себя: что возвещаем мы? Какова наша проповедь, наше свидетельство? Делаем ли мы, наши приходы и общины, зримым самое главное — самого Иисуса Христа? Наша миссия заключается в том, чтобы быть новым и неповторимым присутствием Христа там, где мы живём. Чтобы укрепить нашу веру, мы должны свидетельствовать о ней — не только внутри церковной ограды, хотя миссия нужна и внутри общины. Если я не стремлюсь быть свидетелем для других, и если я не ожидаю, что другие будут свидетелями для меня, — община умирает. Мы должны воспитывать в наших сердцах этот дух свидетельства, чтобы открыть своё призвание и жить им — включая и призвание к священству и миссионерству. Мы не должны жить только для себя, но для всего мира. Встреча с Христом, жизнь во Христе и свидетельство о Христе вместе рождают радость, которая в свою очередь становится источником нового мира, новой человечности."

Жареные каштаны и индейка под клюквенным соусом

В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до Праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные – бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами, эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получала подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

В Англии обязательные блюда на Рождество – запеченная в духовке индейка под соусом из крыжовника и рождественский пудинг, который обливается ромом, поджигается и пылающий ставится на стол. В США к рождественскому обеду подается индейка под клюквенным соусом. Американцы, наверное, та нация, которая больше всех получает и дарит подарков на Рождество. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь дети получают сюрпризы еще и от Санта-Клауса. Ребятня оставляет ему под елкой различные лакомства, на случай, если дедушка будет голоден. В небольших городах Америки принято ходить друг к другу в гости и всем вместе распевать рождественские песни.

Что принято ставить на рождественский стол, к примеру, у католиков в Латвии? Прежде всего, это карп, который считается символом счастья и благополучия. Его высушенная чешуя складывается в кошельки и карманы, чтобы Новый год принес много денег. Популярным блюдом считается вареная свиная голова с отварной перловой крупой. Можно, конечно, свиную голову заменить на жареный кусок свинины, поданный с тушеной капустой. На Рождество принято также подавать вареный серый горох с кусочками жареного мяса и жирного бекона, который запивается простоквашей или кефиром. Обязательно нужно съесть всю порцию, чтобы не осталось ни одной горошинки. Горошинки символизируют слезинки. У кого пустая тарелка,– проживёт год без слёз!

В Испании подают зажаренного на вертеле молочного поросенка, которого запивают хересом. На праздничном столе каждого испанца обязательно будут присутствовать дары моря – креветки, крабы, лангусты, а также рождественские сладости – халва, марципаны, анисовые леденцы. Очень весело отмечают сам праздник. Центральные улицы Мадрида, Барселоны и других городов 25 декабря до отказа забиты испанцами, одетыми в национальные костюмы и поющими песни. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа в храм и танцевать, взявшись за руки. Церковь, несмотря ни на что, посещают практически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное время проводят в компании друзей и родственников за праздничным столом любимого ресторана.

Москвичи могут принять участие в праздновании католического Рождества в соборе Непорочного Зачатия Божией Матери на Пресне или в храме святого Людовика Французского на Лубянке.



Партнеры