Человеческий фактор ЕГЭ

Как помочь детям, которые в этом году получили неудовлетворительные оценки?

27.06.2014 в 16:51, просмотров: 5813

Как стало известно «МК», с первой попытки обязательный единый госэкзамен по русскому языку в этом году не сдали 135 тыс. человек и еще столько же не сдали математику. Своими размышлениями о том, почему так получилось, и о путях разрешения проблемы с «МК» поделилась генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.

Человеческий фактор ЕГЭ
фото: Алексей Меринов

675 тыс. школьников совсем недавно сдали выпускной ЕГЭ. 135 тыс. из них получили неудовлетворительную оценку по математике и еще 135 тысяч – по русскому языку. Хотя эти множества пересекаются, результат удручает. Реакция органов управления образованием – снижение уровня минимального балла ЕГЭ по этим предметам в 1,5 и 2 раза соответственно.

А как же по другим предметам? Рособрнадзор определил, что минимальные баллы по ним не изменятся относительно прошлогоднего уровня. Это означает, что доля получивших неудовлетворительные оценки сопоставима с уровнем прошлых лет. По некоторым направлениям это достаточно значимые показатели: в прошлом году доля не справившихся с ЕГЭ по истории, физике и географии составила 11-12% - около 50 тыс. школьников. И здесь надо учитывать, что экзамены сдавали лучшие - те, кто сделали самостоятельный выбор в пользу этих предметов.

В чем причина? В нерадивости школьников, халатности родителей, непрофессионализме учителей? В последние дни мы слышим на все эти вопросы множественное «Да!». Именно это и побуждает меня высказать свое мнение о причинах произошедшего.

Доля школьников, показавших неудовлетворительные результаты по математике и русскому языку, недопустимо огромна для нашей страны. И это уже не локальные выбросы отрицательных результатов, как было раньше. В целом по России доля неудовлетворительных результатов выросла минимум в 2 раза, что академическое сообщество объясняет дистанцией между количеством учебных часов на предмет и требованиями ЕГЭ. Для меня в этом плане показательно сокращение числа учебных часов по математике, русскому языку, физике и химии, которое по сравнению с уровнем 1990 года снизилось в 1,5 раза. Это означает, что система управления образованием не обеспечила возможность получения качественных знаний! А ЕГЭ-2014 лишь выявил неудовлетворительный результат работы этой системы.

Исходя из этой логики и следует искать выходы из сложившейся ситуации. Но речь не идет о снижении уровня требований по ЕГЭ. Осталось 2 месяца до начала нового учебного года. Это достаточное время, чтобы увеличить количество часов по приоритетным дисциплинам – математике, физике, химии, а не играть на повышение или понижение уровня отсечки минимального балла ЕГЭ. Известно, что именно эти предметы закладывают основы инженерной профессии, столь важной сегодня для нашей страны. Им, а не «факультативным» дисциплинам и должен быть отдан безусловный приоритет по часам!

Таким образом, мы подтверждаем, что ЕГЭ - мощный инструмент оценки качества управления образованием России с большой управленческой перспективой. На мой взгляд, это его головная функция.

Развитие ЕГЭ – многоступенчатость, прежде всего, выход на вузовский уровень, где это станет независимым экзаменом на профпригодность выпускников и будет проводиться ведущими отраслевыми работодателями. Развитие ЕГЭ – это смена стиля его проведения с репрессивного на стимулирующий. Система должна не внушать страх, а мотивировать желание познавать. Для этого ЕГЭ должен проводиться круглогодично в независимых федеральных центрах. Необходимо расширить число его заданий и полностью открыть доступ к ним для школьников, как это происходит в международных системах оценки качества образования TOEFL, SAT и других.

Сегодня перед нами стоит задача помочь судьбам детей, которые в этом году фактически получили неудовлетворительные оценки по ключевым дисциплинам. Важно дать всем желающим возможность подтянуть свои знания, пройдя в течение года курс подготовки по математике и русскому языку. И подготовившись, снова пройти ЕГЭ по этим предметам. Ведь русский язык во все времена – это квинтэссеция национальной идентичности, а математика – рациональное мышление и способность видеть и формировать перспективу, будущее. Мы увидим высокий результат образования лишь тогда, когда система ЕГЭ, равно как и вся система управления образованием, повернется лицом к Человеку.



Партнеры