Технологии недалекого будущего: если ты пьян, то машина отберет у тебя ключи

Американский автопром принимает новые шаги в сторону антиалкогольной борьбы

Борьба за независимость стала альфой и омегой недалекого технологического будущего американского автомобилестроения. В недалеком будущем автомобили будут общаться друг с другом на дорогах, будут сами исполнять роль водителя, будут нашпигованы различными средствами развлечения похлеще компьютеров. Ну, а как с массовым киллером, жертвами которого ежегодно становятся около 10000 американцев? Я, конечно, имею в виду пьяных за рулем.

Американский автопром принимает новые шаги в сторону антиалкогольной борьбы

Автомобильная промышленность утверждает, что к концу этого десятилетия пьяные, хотя и смогут садиться за руль, но сдвигать с места машину будут уже не в состоянии.

Недавно министерство транспорта США объявило о новых шагах, предпринимаемых в этом направлении «антиалкогольными технологиями». Официальные лица продемонстрировали даже машину-испытатель со специальным устройством, которое мгновенно измеряет наличие алкоголя в крови водителя. Если оно сверх нормы, то машина после того как водитель дотронется до руля, с места не сдвинется. То же самое может произойти, после того, как пьяный водитель попытается завести мотор ключом.

Другая «антиалкогольная технология» зиждется на измерении дыхания водителя. Она делает это мгновенно. Финансируются обе эти системы регуляторным автоофисом и консорциумом автомобильных компаний. Все вместе взятое называется Системой обнаружения алкогольного опьянения водителей для программы безопасности, или сокращенно — N.H.T.S.A. Целью этой системы является то, что хотя бы один из двух методов, а быть может, и оба, работая рука об руку, будут готовы как опционная экипировка к 2020 году для всех автомобилей, продаваемых в Америке.

Вот что рассказал администратор Организации безопасности по национальным шоссейным дорогам США Джефф Майкл. Для того чтобы добиться успеха, новая технология «должна быть в высшей степени аккуратной, быстрой и совершенно пассивной». То есть по-нашему, без блата. Поэтому эта технология будет в основном невидимой для водителей. Она будет приводиться в действие только для того, чтобы застопорить автомобиль, если его попытается сдвинуть с места человек, нагруженный сверх меры алкоголем. «Решение», принимаемое автомобилем, должно быть правильным, поскольку трезвые водители и те, кто выпил в меру, вряд ли потерпят торможение своего авто «по ошибке».

По словам Майкла, возможно, первыми владельцами антиалкогольных машин станут родители подростков-водителей и те, кто хочет иметь специальные устройства «на всякий случай». «Потенциал антиалкогольных устройств велик», — говорит мистер Майкл.

Традиционные алкометры, которыми пользуется полиция, останавливая машины на дорогах, и которые вмонтированы в автомобили водителей, имеющих судимость за вождение машин в пьяном виде, не всегда точны. Кроме того, они требуют глубокого длительного выдоха в пластические трубки, но даже в подобных случаях требуются несколько повторов выдыхания. Бад Заоук руководит исследовательской лабораторией в Кембридже, штат Массачусетс, где заняты проекты N.H.T.S.A. Он говорит, что новая система измерения дыхания не будет иметь проблем старых алкометров. «Она не требует контакта и даже глубокого выдоха. Вы просто дышите нормально в направлении трубки».

А Майкл утверждает, что новая система избегает тех проблем, которыми грешит старая с традиционным алкометром — необходимости постоянного калибрирования трубок для получения точных данных. Новая технология будет довольствоваться лишь одной калибровкой… до продажи автомобиля. «После этого прибор будет действовать на всем протяжении жизни автомобиля», — говорит Заоук.

Движение за создание «антиалкогольных технологий» началось в 2008 году. Изобретатели в правительственных и частных лабораториях стали экспериментировать, чтобы найти средство, которое не было бы «назойливым», но одновременно отличалось бы точностью и быстротой анализа. В конце концов, экспериментаторы остановились на двух системах — анализе выдоха и анализе прикосновения как наиболее эффективных. «Мы работали над тем, чтобы устранить проблемы, имеющиеся у этих систем, — рассказывает Заоук. — Уже с самого начала мы знали, что создание подобного продукта потребления требует от нас предельной точности и аккуратности. Руководствуясь этим, мы двигались вперед».

Для того чтобы сделать новые системы действенными, изобретатели используют технологии инфракрасных лучей и сенсоров. Системы «дотрагивания» обнаруживают алкоголь под поверхностью кожи водителя. Инфракрасные лучи, проходящие сквозь кожу, измеряют количество алкоголя в тончайших кровеносных сосудах пальцев или ладони водителя. Кроме того, они могут отличать руку живого человека от неодухотворенного предмета. Последнее очень важно. Скажем, вы в перчатках или хотите рулить каким-либо иным способом, не прикасаясь руками к рулю. Машина все равно с места не сдвинется.

Сенсоры могут быть вработаны в руль машины, поскольку водитель рано или поздно прикоснется к нему. Еще проще пристроить сенсоры к зажиганию. Но здесь возникает проблема: а что, если кто-то другой, трезвый нажмет на стартер?

Для решения этой проблемы инженеры испытывают переднее сидение в качестве детектора присутствия водителя, который сможет установить, что за рулем водитель, а не пассажир или кто-либо еще.

Система, основанная на дыхании, работает, анализируя нормальное дыхание водителя. Небольшой сенсор, прикрепленный к основанию руля или к двери водителя, собирает и анализирует концентрацию алкоголя в дыхании водителя, но не пассажира.

Марк Роузкинд, администратор агентства безопасности, утверждает, что N.H.T.S.A. верит в новые технологии, в их возможность оснастить автомобили новыми средствами против смертей, вызываемых пьяным вождением машин. Конечно, не все являются сторонниками этой идеи. Так, Американский институт спиртных напитков, представляющий интересы владельцев ресторанов и баров, называет все эти технологии «непутевыми» и утверждает, что «их ошарашивающий потенциал спасения человеческих жизней основан на серии представлений, которые весьма далеки от реальности». Этот «институт» заявляет, что если новые технологии не будут надежными на все 100% в течение всего времени своего функционирования, то водители могут оказаться «посаженными на мель» даже после принятия одного-двух стаканчиков «светских напитков». Американский институт спиртных напитков призывает использовать «антиалкогольные технологии» только против «закоренелых выпивох», которые бывают виновны в большинстве дорожных происшествий, оканчивающихся смертельным исходом, а не рассматривать «всех американцев как уголовников, когда они заводят свои автомобили».

Представитель N.H.T.S.A. Майкл опровергает такие утверждения. Он настаивает на том, что смыслом новых технологий является как раз их точность. Точность измерения наличия алкоголя в крови водителей в интересах всех водителей. И это не будет мешать «ответственным мотористам пропустить стаканчик за обедом». Новые технологии, заключает мистер Майкл «направлены не против этого одного дринка, а против их множества».

Чем скорее заработают эти волшебные технологии, тем лучше. А я от имени «ответственных мотористов» поднимаю бокал за успех изобретателей антиалкогольных средств передвижения: за ваше и наше здоровья и безопасность!

Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру