Почему провалилась Lada Vesta

Неожиданно для АВТОВАЗа, но ожидаемо для всех продажи тольяттинского флагмана рухнули, толком так и не начавшись

Как бы ни пиарили свою новинку тольяттинцы и прирученные ими СМИ, взорвать рынок их свеже­испеченному флагману так и не удалось. Автогигант реализовал вдвое меньше машин, чем задумывал первоначально.

Неожиданно для АВТОВАЗа, но ожидаемо для всех продажи тольяттинского флагмана рухнули, толком так и не начавшись
Фото: Вячеслав Василенко

Как и предполагал портал «АвтоВзгляд», многообещающая (но только по мнению самих создателей) LADA Vesta потерпела фиаско. Из 5000 автомобилей, которые намеревался продать АВТОВАЗ в декабре, дилерам кое-как удалось избавиться от 2800 машин. Причем основная доля покупателей пришлась на Москва и Санкт-Петербург — иными словами, в регионах от новинки массово отказались. Нетрудно догадаться, что для Волжского автозавода это стало ударом ниже пояса, ведь, как известно, основной акцент в продвижении своих моделей вазовцы ставят на региональных потребителей. Так до настоящего момента и было: всякие «Нивы», «Гранты» и прочие «Калины» уходили в российскую глубинку эшелонами. Еще бы — доступные по стоимости, неприхотливые в эксплуатации и легко ремонтируемые. Однако с появлением «Весты» все изменилось: народ банально испугался ее кусающихся прайс-листов. Скажем больше: люди возмутились! Что, в общем-то, вполне оправданно: как может стоить «Лада», пусть и примерившая модный костюмчик и пару а-ля современных прибамбасов, 600 000–700 000 «деревянных» (базовую версию за 514 000 рублей, напомним, купить практически невозможно)?

Безусловно, Vesta — уже не те «Жигули», которые мы привыкли любить, но больше ненавидеть, она лучше. Но до западных конкурентов, прекрасно зарекомендовавших себя с эксплуатационной точки зрения, ей как АВТОВАЗУ до сокращения убытков! Поэтому потребители справедливо отдают предпочтение корейским Hyundai Solaris и KIA Rio. Во всяком случае, за те же деньги у иномарок ничего не отваливается и не хрустит. Да и для прогрева зимой им не требуется несколько часов, как «Ладе».

Другими словами, спасти новую «Ладу» может лишь ее удешевление, но из-за неоправданно странной маркетинговой политики компании об этом говорить не приходится. Создается впечатление, что менеджмент преследует цель поскорее развалить завод и полностью отдать бюджетный сегмент рынка французам с их «Дастерами», «Логанами» и тому подобными «Сандеро». Тем более что АВТОВАЗ продолжает утопать в долгах и банально не в состоянии отчитаться о потраченных средствах ни перед акционерами, ни перед властями. К слову, продажи тольяттинской продукции в минувшем году упали на 30,5%. Думаете, вывод XRAY поможет уравновесить ситуацию? Лично мы сомневаемся.

Вячеслав ВАСИЛЕНКО,

обозреватель портала «АвтоВзгляд».

Сергей АСЛАНЯН, автоэксперт:

— Наступивший год обострит главную интригу автомобильного рынка страны: борьбу «Жигулей» с иномарками. С 1991 года страна постепенно исцелялась от тяжелейшего заболевания под названием «отечественный автопром». В 1991 году СССР отменил троекратные ввозные пошлины на иномарки, и в стране впервые появилась альтернатива. Как выяснилось позже — похоронная...

Наш автопром встретил неприятеля в неплохом состоянии, обширным модельным предложением, силами нескольких заводов: ГАЗа, АЗЛК, ИЖмаша, ВАЗа, УАЗа. Капитуляция таможни помогла не только покупателям, но и производителям. Например, завод «Москвич» масштабнее всех сменил поставщиков комплектующих и к собственной смерти подошел с отменным набором зарубежных деталей: двигатели, тормоза, сцепления, амортизаторы и т.п. Короче говоря, за прошедшие 25 лет страна похоронила отечественную автомобильную отрасль. Оказалось, что наши заводы нежизнеспособны и конкурировать с остальным миром не в состоянии. Не умерли только АВТОВАЗ (правда, дважды проданный иностранцам и уже не имеющий права считаться отечественным) и УАЗ, главный «Патриот» которого на 60% состоит из корейских комплектующих.

Но за эти годы люди окончательно разобрались с пристрастиями, переориентировавшись на иномарки. «Жигули» исчезли даже из деревень, уступив место престарелым германским и японским автомобилям. Репутация ВАЗа настолько низкая, что покупка его автомобиля должна квалифицироваться как подвиг дилера или психиатрический диагноз покупателя.

Несколько лет назад социологи выяснили главную, а возможно, и единственную причину покупки автомобиля LADA. Оказалось, что это генетический страх обывателя, ожидающего возврата 1937 года. Покупая «Ладу», наш человек надеется, что за соседом на «Мерседесе» придут, а его пощадят. Ведь он же патриот. Даже несмотря на иностранный смартфон, планшет, часы, одежду и еду.

2016 год станет показательным. Продажи автомобилей обозначат важнейший параметр потребительской ориентации, а если по большому счету — состояние общества. Если в условиях кризиса, когда страшно за завтрашний день, когда необходимо слыть патриотом, когда деньги кончились, люди все равно будут покупать иномарки, значит, мы вылечились и у нас есть шанс. Если же публика потянется к «Ладе», значит, мы неизлечимы и нам бесполезно предлагать лучший товар, лучшую долю, лучшую жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру