Что изобретает одаренная российская молодежь

Школьник против короеда

27 марта 2016 в 18:17, просмотров: 2696

Уже 25 лет лучшие изобретатели России из числа школьников и студентов собираются на ежегодную олимпиаду «Шаг в будущее», где демонстрируют свои разработки в самых разных сферах науки и техники. Именно призеры «Шага в будущее» представляют нашу страну на международных конкурсах молодых исследователей — «МК» выяснил, что разработал будущий цвет отечественной инженерии к олимпиаде сезона-2016.

Что изобретает одаренная российская молодежь
Павел Федоров.

Олимпиада школьников «Шаг в будущее» была основана в 1991 году Московским государственным техническим университетом им. Баумана. В этом году около тысячи школьников и студентов, призеров региональных научных соревнований программы, представляют в Москве свои лучшие исследовательские работы в области инженерных, естественных и социально-гуманитарных наук.

Большинство изобретений юных инженеров не оторваны от реальности, а вполне практичны. В то время как американские подростки разрабатывают разную ерунду, типа ошейников для кошек с фотокамерой и WiFi, умеющих автоматически делать фотографии и сразу отправлять их в Инстаграм, россияне более «приземленные», что не может не радовать. Вот, скажем, редкий житель Москвы и Подмосковья не наблюдал огромные массивы высохшего леса в области — результат деятельности жука-короеда. Спасти пораженный лес нереально трудно, и способов тут всего два. Первый — это распыление «химии» с помощью сельхозавиации, но он неэффективен, потому что вся отрава уходит в крону дерева и не обрабатывается самое главное — ствол. Второй — использование промышленных альпинистов, что дорого и невероятно медленно, альпинист опрыскивает лишь несколько стволов за день… Но деревья с короедом можно было бы не уничтожать под корень, как это делается чаще всего, если запустить в производство разработку старшеклассника из ногинской гимназии Александра Сычева:

— Я разработал специальную машину, которая, имея узкое (1,6 метра шириной) шасси, способна маневрировать между деревьев и проливать их стволы химикатами из распылителя, установленного на выдвижной мачте высотой 12 метров, — рассказал «МК» Саша. — Машина привозится на место на трейлере, легко движется по лесу и может преодолевать препятствия в виде поваленных стволов и оврагов. Такой агрегат смог бы спасти подмосковные леса! 

Еще одно интересное изобретение из сотен представленных на «Шаге в будущее» — новая технология создания биоэлектрических протезов рук, которой занимается десятиклассница Юля Фирстова из города Курганинска Краснодарского края.

— Темой протезов я заинтересовалась, когда работала волонтером на концерте для детей-инвалидов, проходившем в нашем городе. У большинства были чисто косметические протезы, которые не имели возможности двигаться и сжимать пальцы. А «живые» протезы весьма дороги (от 60 тысяч рублей и выше) и в бюджетном варианте весьма ненадежны — за сжимание пальцев в них отвечает струнный механизм — протянутая вдоль искусственного пальца струна наматывается моторчиком на барабан, укорачиваясь, вследствие чего суставы сгибаются. Такая конструкция быстро изнашивается, струны растягиваются, падает точность. Я сделала прототип, где суставы сгибаются за счет вращения резьбового штока — это просто, надежно, а главное — дешево!

Вообще круг людей с ограниченными возможностями, к сожалению, представляет собой безграничное поле для применения технологий, особенно в нашей стране, где большинство инвалидов сложнее коляски ничего не видали… Одиннадцатиклассница Даша Беренчук из Волгодонска разработала комплекс для выполнения лабораторных работ слабовидящими школьниками:

— Поскольку сейчас концепция инклюзивного образования требует обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в одном классе, я придумала систему индикаторов для слабовидящих, которая позволяет им выполнять практически любые лабораторные работы, не задерживая весь класс. На все предметы, требующиеся для лабораторной, крепятся небольшие коробочки — световые индикаторы, которыми управляет учитель с беспроводного устройства. Перед началом работы учитель говорит, какой цвет соответствует тому или иному предмету, и зажигает световые индикаторы, чтобы дети их запомнили. После этого он просто подсвечивает тот или иной предмет, обозначая порядок действий. Конечно, такие занятия менее эффективны, чем для здоровых ребят, — ведь результат плохо виден, но альтернативой является только проведение лабораторной индивидуально, где результат будет тот же, но уйдет гораздо больше времени и сил.

Впрочем, на «Шаге в будущее» представлены не только социально значимые работы — есть и просто интересные прикладные штуки. Например, одиннадцатиклассник Павел Федоров из Челябинска, будучи заядлым велосипедистом, привез на олимпиаду свой гибрид дискового тормоза для велосипеда, который одновременно является генератором электроэнергии для фары и габаритного фонаря. Устройство не требует зарядки, как аккумуляторные фары, и всегда готово к работе. При этом оно совершенно незаметно и бесшумно в отличие от известной всем велосипедистам «динамки»-генератора, которая приводится в движение вращением шины.



Партнеры