Советские дипломаты помогли обратившемуся в посольство американскому ветерану-«нелегалу»

Один из участников самой первой встречи союзников на Эльбе много лет спустя захотел посетить это историческое место

25 апреля – в этот день 71 год назад случилось долгожданное, символическое событие: Восток встретился с Западом. На излете войны наступавшие уже который месяц навстречу друг другу войска союзников сблизились наконец – в буквальном смысле на расстояние вытянутой руки. Рубежом, где это случилось, стала река Эльба, и с тех пор сочетание слов «встреча на Эльбе» превратилось в символ боевого братства воинов – представителей очень разных по своему социальному устройству стран. Для некоторых ветеранов Второй мировой те события стали одним из главных эпизодов жизни. Среди них – бывший американский пехотинец Джозеф Половски, который оказался в числе самых первых воинов союзнических войск, встретившихся со своими коллегами из Красной армии на берегах Эльбы. Сегодня «МК» публикует уникальные фотографии, запечатлевшие этого человека на месте, где произошла та «эпохальная» солдатская встреча.

Один из участников самой первой встречи союзников на Эльбе много лет спустя захотел посетить это историческое место
Фото Руслана Карсанова

Об истории появления фотографий рассказал их автор – Чрезвычайный и полномочный посланник II класса в отставке Руслан Карсанов.

Благодаря сохранившимся документам, события той встречи на берегах Эльбы прежних «заочных» соратников по борьбе с армией Третьего Рейха, можно узнать в подробностях.

Фото Руслана Карсанова

Одним из самых первых отрядов американских войск, который «состыковался» с боевыми частями Красной Армии, стала разведгруппа 273 полка американской армии под командованием лейтенанта Альберта Котцебу. Добравшись до Эльбы в районе города Торгау утром 25 апреля, этот офицер увидел на противоположном берегу советских солдат, – это была патрульная группа во главе со старшим лейтенантом Григорием Голобородько. Ради того, чтобы пообщаться с русскими лично американцы вынуждены были воспользоваться чужой частной собственностью: у кромки воды они обнаружили лодку кого-то из местных жителей, прикованную цепью к мосткам, Котцебу, не мудрствуя лукаво, подорвал цепь гранатой, и освободив лодку, переплыл в ней со своими солдатами на «русский» берег. (В дальнейшем для устройства официальной церемонии встречи представителей войск союзников нашлось более удобное место – возле уцелевшего старого моста через Эльбу. Там соорудили несколько лет спустя памятный монумент.)

Фото Руслана Карсанова

Среди американцев был рядовой Джозеф Половски, который позднее воспоминал о том, в каких ужасных «декорациях» происходило это историческое рандеву: «На 50 ярдов по обе стороны от нас земля была устлана мертвыми телами женщин, стариков, детей... Причиной гибели беженцев мог быть немецкий огонь, может быть, наша бомба, а, может, русская артиллерия обстреляла этот участок с расстояния нескольких миль. Вероятнее всего, была случайность. Такое часто бывало на войне. Тела погибших мешали русским подойти к нам. Мы рвались друг к другу, возбужденные, радостные, и вдруг – мертвые тела. Котцебу, человек религиозный, был потрясен этой сценой. Он сказал мне: «Джо, давай договоримся с русскими – пусть этот день станет важным днем в жизни наших стран, днем памяти о всех невинно погибших!»

Сама церемония этой международной солдатской встречи по воспоминаниям Половски, происходила душевно, безо всякого официоза: «Русские принесли водки, немецкого вина и пива. Мы пили за встречу, звучали аккордеон и балалайка, все танцевали... Это было удивительное зрелище. Оно запомнилось мне навсегда.» (Поскольку никто из американцев не знал русского языка, а наши бойцы не владели английским, то общаться пришлось, используя язык, позаимствованный у общего врага, – по-немецки.)

Фото Руслана Карсанова

Похоже, из всех участников того исторического события наиболее впечатлен им оказался как раз Джозеф Половски. По крайней мере именно этот американский ветеран войны на протяжении многих лет упорно стремился выполнить предложение, услышанное от своего командира Коцебу в тот знаменательный день весны 1945-го. Работая в Чикаго простым таксистом, Половски написал письмо в ООН с призывом объявить 25 апреля «Днем встречи на Эльбе» – международным Днем мира (впрочем ответа на свое предложение он так и не дождался). Кроме того Джозеф каждый день 25 апреля выходил на улицы своего города и раздавал прохожим листовки с призывом остановить распространение ядерного оружия. Сумел бывший солдат много лет спустя побывать на месте столь памятных ему событий 1945 года, хотя оно и осталось на «социалистической» территории – в ГДР. Об этом никогда прежде не афишировавшемся эпизоде «МК» узнал от одного из очевидцев.

На протяжении более сорока лет я работал в центральном аппарате МИД СССР – России, в его дипломатических представительствах в Австрии и Германии, – рассказывает Руслан Карсанов. – Приступив недавно к разбору своего архива, я обнаружил пачку черно-белых фотографий, сделанных мною в городе Торгау, где установлен памятный обелиск по случаю встречи на Эльбе советских и американских войск 25 апреля 1945 года. Эти снимки появились в результате одной необычной истории, которая произошла со мной во время моей первой загранкомандировки в Посольство СССР в Берлине в середине 1970-х.

Был май 1975 года. Однажды ранним воскресным утром меня разбудил телефонный звонок. В трубке прозвучал голос дежурного: «Срочно явиться к послу!» Удивлению моему не было предела: ведь за три предыдущих года работы в Посольстве меня только один раз вызывали «наверх»! Быстро поднявшись на второй этаж Посольства, я увидел в комнате для приема гостей посла Петра Андреевича Абрасимова, моего непосредственного начальника Б. П. Хотулева, советника по ФРГ и Западному Берлину, а также незнакомого мне скромно одетого мужчину лет 50–60-ти. На столе, за которым они расположились, был накрыт чай. «Вы знаете кто это?» – сурово спросил меня Абрасимов, показывая глазами в сторону гостя. И не дожидаясь ответа, отчеканил: «Это ветеран войны из США – Джозеф Половски. Вам надлежит доставить его в город Торгау, где в апреле 1945 года произошла встреча на Эльбе советских и американских войск. Отправляйтесь туда немедленно!»

Фото Руслана Карсанова

Хотулев, выйдя вслед за мной из комнаты, вкратце прояснил ситуацию. Оказалось, что этот американец накануне прилетел из родного Чикаго в Западный Берлин. В районе контрольно-пропускного пункта «Чекпойнт Чарли» на Фридрихштрассе он перешел в Восточный Берлин, надеясь попасть в расположенное по соседству с нашим Посольство США. Но там его не приняли, указав на дверь. Недолго думая, американец пересек улицу Унтер-ден-Линден и обратился за помощью в советскую дипломатическую миссию. Дежурный по нашему Посольству сообщил о необычном посетителе послу, и Абрасимов вдруг решил сам встретиться с американцем.

Потом мой непосредственный начальник сообщил, что для поездки мне выделят служебную «Волгу» с водителем. В Торгау надо будет найти памятный обелиск

в честь встречи на Эльбе и показать его заокеанскому ветерану. Потом я должен успеть вовремя привезти американца обратно в Берлин, чтобы в этот же день он смог улететь домой в Америку. По словам моего начальника, Половски производит довольно странное впечатление и это мне надо учитывать во время поездки.

Во дворе Посольства нас уже ожидала черная «Волга» ГАЗ-24 с красными дипномерами. За рулем сидел опытный водитель В. Маренов. Мы выбрались из города и помчались по автобану в сторону Торгау. Половски оказался весьма неразговорчивым собеседником, хотя неплохо знал немецкий язык. О себе он рассказывал немного: после войны принимал активное участие в ветеранском движении, однако накануне визита в США Н. С. Хрущева в 1959 году его «отодвинули в сторону» в результате каких-то интриг, а к руководству пришли новые люди, тесно связанные с бизнесом и вызывавшие у него неприятие. В настоящее время он работает таксистом в Чикаго...

Через пару часов мы добрались до Торгау. Однако сам монумент в честь встречи союзников мы нашли здесь лишь после того, как опросили по дороге 3-4 местных жителей. Приблизившись к этому мемориальному знаку американец резко изменился в лице, движения его стали замедленными. Заметно было, что он очень волновался. Мы молча постояли у обелиска с надписями на русском и английском языках. Потом направились к расположенному рядом старому железному мосту через Эльбу, сохранившемуся еще с довоенных времен, перешли по нему на другой, западный берег, и вернулись обратно. Время поджимало. Я уже хотел предложить сесть в автомобиль и двинуться в сторону Берлина, как вдруг Половски тихо сказал, что хочет еще раз, но уже один, пройтись по мосту.

Пока мы были на берегу Эльбы, я успел сделать несколько снимков фотокамерой, которую захватил с собой.

На обратном пути в Берлин Джозеф почти всю дорогу о чем-то напряженно думал, прикрыв глаза рукой. Молчал и я, раздосадованный тем, что из-за неожиданного поручения посла сорвалась намеченная встреча с друзьями. К вечеру водитель Маренов доставил нас на Фридрихштрассе к известному КПП. Выйдя из машины, я подвел американца к гедеэровским пограничникам. На прощание Джозеф быстро пожал мою руку и без всякого пафоса сказал, что это, вероятно, была его последняя поездка в Торгау.

Прошло много лет. Однажды в 1983 году, будучи дома, я случайно обратил внимание на один телевизионный репортаж из ГДР. На экране телевизора мелькнули знакомые очертания обелиска в Торгау. Рядом стояла группа парадно одетых военнослужащих Группы советских войск в Германии, которые вдруг под звуки оркестра и со знаменем в руках двинулись с места и, чеканя шаг, прошли вдоль обелиска. Присутствовали также и военнослужащие бывших союзных держав. Понять, что происходит, я смог лишь после того, как услышал пояснения автора репортажа. Голос за кадром сообщил, что сегодня сбылась мечта участника войны Джозефа Половски, завещавшего похоронить его в Торгау – там, где состоялась встреча союзников по Второй мировой войне. Позднее я узнал, что Д. Половски был похоронен на городском кладбище, и что это стало возможным благодаря доброжелательному отношению местных властей. Американцы и на этот раз проявили полное безразличие к судьбе своего ветерана и отказались предоставить какую-либо помощь, чтобы проводить его в последний путь.

Конечно, я не ожидал такого завершения истории, связанной с Джозефом Половски. То, что его похоронили с воинскими почестями советские военные, произвело на меня огромное впечатление.

В свое время я пытался понять, почему тогда, в мае 1975-го, посол Абрасимов, известный в партийных и государственных кругах СССР функционер и маститый дипломат, решил лично принять полузабытого ветерана, рядового разведвзвода в годы войны, а в мирное время простого таксиста? И почему позвал сопровождать его меня, а не, скажем, журналиста с именем, чтоб красочно описать эту историю в одной из центральных советских газет накануне 30-летия Победы над фашистской Германией? – Конечно П. Абрасимов, в годы Великой Отечественной бывший одним из организаторов партизанского движения в Белоруссии, хорошо знал, что такое война, и с большим уважением относился к ветеранам. Он, видимо сразу понял, что вся «странность» этого сдержанного и скромного американца, замеченная за чаепитием, заключалась в том, что спустя десятилетия после той памятной встречи советских и американских войск, он продолжал искренне верить в «дух Эльбы» и надеяться на то, что США и СССР могут сделать мир более безопасным, избавив его от войны.

Судьба распорядилась таким образом, что ровно через 20 лет мне вновь довелось работать в Берлине, занимая в Посольстве России должность советника и занимаясь вопросами вывода Западной группы войск из Германии. Накануне завершения этого процесса к осени 1994 года в местных СМИ появились сообщения о том, что новые власти – представители объединенной ФРГ, приняли решение о демонтаже довоенного моста через Эльбу в районе города Торгау. Несмотря на протесты местной общественности, исторический мост – один из символов встречи на Эльбе, вскоре был взорван.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру