Министр образования Васильева предложила школьникам убирать классы, «разгрузив» взрослых

Позволят ли законы воплотить в жизнь эти планы?

Наши дети больше не будут расти обезьянами — труд сделает из них человека. Это пообещала россиянам министр образования Ольга Васильева. Она заявила о том, что нужно заканчивать приучать школьников к потребительству. Например, ребята должны сами убирать классы, другие учебные помещения, а также территории вокруг школ.

Позволят ли законы воплотить в жизнь эти планы?

Активное трудовое воспитание, по мнению Васильевой, научит детей бережнее относиться к месту, где они проводят значительную часть своей жизни, а также поможет воспитать созидателей вместо потребителей.

— Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах; мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда; мы должны вернуть уборку школьных помещений, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника, — делится планами новый министр.

Однако благие намерения Васильевой могут вдребезги разбиться о существующее законодательство. Юрист Александр Васнецов поделился с «МК» своими сомнениями по поводу реальности этих планов:

- Современное российское законодательство очень строго в части использования детского труда. Оно регулируется Законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении Правительства РФ, постановлением Минтруда о предельно допустимых нагрузках для лиц моложе восемнадцати лет, СанПиНами и многими другими циркулярами.

В частности, «привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Иными словами, привлечение ребенка к труду в школе возможно лишь с добровольного согласия самого ребенка и родителей — оно должно быть оформлено в письменном виде. Можно также принять решение о привлечении детей к общественно-полезным работам органом управления школой — но с этим должны быть обязательно ознакомлены родители школьников. Если же это согласие не получено, то сам факт привлечения ребенка к любым видам работ по школе (будь то дежурство, уборка и прочее) будет считаться принудительным трудом — трудом, запрещенным Конституцией.

Кстати, даже при наличии документально оформленного согласия необходимо соблюсти все нормы перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних — а это очень непросто. Скажем, они не могут переносить парты, двигать мебель, мыть окна.

Нельзя также освобождать детей от занятий ради трудовых подвигов — это лишает их права на получение нужного объема знаний. А где еще взять время для трудового воспитания при той учебной нагрузке, которую имеют школьники? Смогут ли они трудиться после 7–8-го урока? И, главное, захотят ли?

А московская учительница на пенсии Ольга Родина высказала такое мнение:

- Я считаю, что трудовое воспитание очень важно и необходимо. В советских школах оно применялось очень активно и, уверена, оправдывало себя с точки зрения педагогики. Но вот если министр образования надеется, что детский труд поможет сократить число школьных уборщиц или дворников, то она будет разочарована. Очень часто после детских уборок классы приходилось мыть дополнительно.

Читайте материал «Министр образования оценила перспективу возвращения НВП в школы»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27214 от 27 сентября 2016

Заголовок в газете: Детский труд в порошок сотрут

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру