"Мне больно смотреть на Швыдкого"

Теленеделя с Александром Мельманом

«Кто же, как не я, самая старшая из присутствующих здесь дам!» Кто же, как не он, самый умный, интеллектуальный, самый культурный — Михаил Швыдкой — должен был вести это новое ток-шоу на канале «Культура» под названием «Агора». Самые актуальные события в сфере искусства… Ну наконец-то!

Теленеделя с Александром Мельманом

Если бы этого шоу не было, его нужно было придумать. «Культуре», такой основательной, глубинной, многослойной, такой советской (в лучшем смысле слова) как раз и не хватало актуальности, того, что происходит на этой фабрике грез здесь и сейчас. Не хватало нерва, одним словом. И вот он появился, этот нерв.

Швыдкой умный, очень умный, но порой на него больно смотреть. Потому что чиновник-интеллигент — это звучит гордо, но смешно (оксюморон по-нашему, по-культурному). Он как Фигаро, слуга двух господ, «слуга царю, отец солдатам». Он должен пройти сквозь тонкую красную линию, для того чтобы остаться лояльным тем, кто сильнее него, и быть филантропом, просветителем для всех остальных. Задача почти неосуществимая. Но у Швыдкого получается!

В этом смысле он напоминает мне ленинского наркома просвещения Луначарского. И Максима Горького, если бы Швыдкой писал книжки. Впрочем, в другой его передаче, «Культурная революция», из его знаменитых «прощалок» (а они есть не только у Познера!) можно составить цитатник под кодовым названием «В мире мудрых мыслей».

Мне больно смотреть на Швыдкого еще и потому, что первой своей темой он поставил «Матильду» и ее Учителя. Поставил почему? Потому что кремлевским «старцам» не очень понравилась ретивая г-жа Поклонская с ее Николаем II. Вернее, праведная защита Николая от балерины. Кремль цыкнул, и тема растабуировалась. То есть теперь ее можно обсуждать со всех сторон — за и против, невзирая на лица. Но если бы Кремль не цыкнул, не показал тогда, что именно он и есть «главный европеец», разве смог бы Михаил Ефимович вот так открыто говорить на заданную тему? Это вряд ли.

И вот он мечется между приглашенной элитой, дает слово и той стороне, и этой, демократичный вы наш. Но я же вижу, понимаю, как он презирает мракобесов, абсолютно недалеких людей, без ума и фантазии. Но не может им это сказать, ведь ведущий должен быть объективным.

Элита оказалась не на высоте. Плохо формулировала (как «за», так и «против»), неумело спорила, обосновывая свою «кочку зрения». Особо удивила Илзе Лиепа, такая вся воздушная, европейская вся. Но по взглядам — абсолютная Наталья Поклонская! С такой элитой мы далеко пойдем, да.

Вот и поговорили, то есть закрыли тему. Попал ли Швыдкой в «десятку»? Не знаю. Или первый блин получился комом? Не уверен. Уверен лишь в том, что это очень важная для меня передача, которую я буду смотреть. Пока не разочаруюсь в ней окончательно.

Кучер? Свободен

Я увидел его и вспомнил всё. Как двадцать лет назад (да больше уже!) он вел аналитическую программу на канале «ТВ-6. Москва». Программа была лихая, крутая, неангажированная, ничем не уступавшая культовым «Итогам» Евгения Киселева и «Зеркалу» Николая Сванидзе. Да, это Стас Кучер собственной персоной, прошу любить и жаловать. Он вернулся.

Фото: www.president-sovet.ru

Вернее, никуда не пропадал. Просто, тогда, в 98-м, ТВ-6 прикрылось из-за дефолта, если кто помнит, и Кучер стал свободен, совсем свободен. Ну а ельцинское ТВ прикрыли почти сразу после того, как Борис Николаевич сказал: «Я устал, я ухожу». Так началось «ТВ большой цензуры». Где Кучер себе места не нашел. Нет, работал еще на маленьком, но гордом канале «Совершенно секретно», но кто смотрел этот канал? Работал (и работает!) на радио, которое в отличие от ТВ все-таки имеет гораздо более самостоятельный контент. Относительно, конечно. Все в мире относительно.

И вот Кучер на канале РБК. Который не является ни закрытым, ни спутниковым, а наоборот, практически повсеместным. Передача называется «Специальный эфир». Передача уникальная, так уже не делают ТВ, не спорят, не рассуждают. Будто эфир в стиле ретро, старая песня о главном. Хорошо забытая старая.

Студия. В центре Кучер. По правую и по левую руку от него спорщики, люди с разной позицией. Эфир актуальный, здесь и сейчас. Прямой эфир. К такому эфиру надо еще привыкнуть.

Здесь нет места «изящной» иронии Владимира Соловьева, брутальности Дмитрия Киселева, еврейским анекдотам Андрея Норкина. Здесь почему-то совсем не дерутся, не плюются, не обзываются. Здесь нет объекта насмешек и тех, кто на этот объект дружно показывает пальцем: «Они позорят наш класс». Нет борьбы хорошего с лучшим, когда «артисты» только дополняют друг друга, а в общем, говорят одно и то же, только с разными оттенками в озвучке. Здесь просто идет разговор.

Мы уже забыли, что спорящие стороны не обязаны быть врагами. Что можно отстаивать свои взгляды, не оскорбляя оппонента, не унижая его. Да, нет драйва нынешних пропагандистских ток-шоу, нет огонька и задоринки, но есть смысл и истина, которая рождается именно в таком споре. Есть уважение к каждому и понимание, что по разные стороны баррикад могут находиться соотечественники, сильно любящие это свое несчастное отечество. Сильно, но по-разному.

Кучер возвращает здравый смысл на наше ТВ. Он не в тренде, конечно, его очень мало. И конечно, он не в атмосфере ненависти, которую так прекрасно воссоздают наши уважаемые подкремлевские телепузики.

Тем и ценен Стас Кучер родине-матери. Что не стал пропагандистом, сохранил лицо, себя и свою репутацию. Каким он был, таким остался. И это радует!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27402 от 26 мая 2017

Заголовок в газете: Моя «Матильда»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру