ГИБДД закрывает автошколы и перестает принимать экзамены

Полное бесправие

31 мая 2017 в 18:46, просмотров: 19717

Не прошло и двух месяцев с момента отставки главного автоинспектора страны Виктора Нилова, как временно исполняющий его обязанности генерал Швецов занялся таким нормотворчеством, в результате которого вся система автошкольного образования страны может рухнуть в одночасье.

ГИБДД закрывает автошколы и перестает принимать экзамены
фото: Геннадий Черкасов

Дело в том, что одним легким росчерком генеральского пера в конце апреля были отменены предыдущие рекомендации ведомства по организации работы подразделений Госавтоинспекции по согласованию программ подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы автошкол установленным требованиям. А с их отменой у должностных лиц ГИБДД не осталось никакого инструмента, позволяющего на законных основаниях, в соответствии с постановлением Правительства РФ №966 о лицензировании образовательной деятельности, выдавать заключения о готовности автокурсов учить людей и одобрять или не одобрять их образовательные программы. Ведь упомянутые рекомендации четко указывали, как и в какие сроки проводятся соответствующие процедуры, утверждали форму самого заключения и т.д. Мало того, как стало известно порталу «АвтоВзгляд» от источника в ГУ ОБДД МВД РФ, с региональных и федерального сайтов ГИБДД скоро исчезнет раздел «Автошколы», где потребитель мог ознакомиться с перечнем легальных автошкол, имеющих все необходимые разрешения-согласования. Почему? Да потому, что норма, обязывающая гаишников публиковать подобные сведения на своих интернет-ресурсах, содержалась в одном из пунктов отмененных теперь рекомендаций.

Иначе говоря, в скором времени абсолютно все автошколы страны остановят свою работу, поскольку без согласованных программ и заключений ГИБДД работать они не имеют права. В противном случае контролирующие автокурсы органы после ряда процедур аннулируют их лицензии в судебном порядке. Одновременно с запретом на обучение кандидатов в водители (а таких в стране ежегодно набирается около 2 млн) сама ГИБДД должна будет прекратить прием экзаменов у граждан, поскольку не вправе допускать к испытаниям выпускников автошкол, не имеющих гаишного заключения и согласованных программ.

Зато вместо отмененных рекомендаций, поставивших, по сути, крест на реформе автошкольного образования (которая, кстати сказать, сократила аварийность среди начинающих водителей более чем на 20%), на днях были зарегистрированы Минюстом и вступили в силу два новых приказа ГУ ОБДД МВД РФ (за подписью все того же генерала Швецова), определивших взаимодействие ГИБДД с автошколами. Нет, неувязку с невозможностью выдавать заключения-согласования они не устранили. Зато так замутили воду, что ловить в ней рыбку стало для нечистоплотных представителей ведомства одним удовольствием.

Так, из текста документов, которые вроде бы обсуждали и согласовали все заинтересованные лица, включая представителей автошкольного сообщества страны, странным образом испарилась ключевая норма, которую, собственно, и ждали образовательные учреждения.

Согласно ей при наличии у учебного заведения необходимых условий экзамены на права инспектора ГИБДД проводят на его базе. Это удобно всем: и курсантам, которым родные стены помогают; и гаишникам, у которых собственных ресурсов для приема экзаменов нет вовсе, и, разумеется, самим автошколам в конкурентной борьбе за клиента. Однако свежие приказы ГИБДД сгубили намечавшуюся было идиллию на корню, да и вообще, повторимся, поставили под сомнение существование и автошкол, и даже экзаменационных подразделений Госавтоинспекции.

Ведь теперь автошколы, вложив немалые деньги, чтобы с 1 сентября экзамены шли по новым правилам (а в ряде регионов, повторимся, у ГАИ нет ничего своего, от слова «совсем»: ни машин, ни классов, ни площадок), вынуждены идти на поклон к местному гаишному начальнику, в исключительном праве которого решать, достойна ли конкрентная школа работать по-новому или нет.

То есть все предыдущие гаишные разрешения, полученные школами, теперь таковыми уже не считаются. Более того, согласно упомянутым приказам, даже если эта конкретная автошкола вновь сумеет получить полицейское «одобрямс» и сызнова докажет, что полностью соответствует и практически является образом и подобием гаишного экзаменационного подразделения, совсем не факт, что в нее придут экзаменаторы в форме. Решать вопрос, направлять ли их в эту школу или соседнюю, будет, как уже говорилось, лично местный гражданин начальник. И по каким критериям он станет определять лучшую из двух совершенно одинаково оборудованных автошкол — совершенно непонятно.

Но, скорее всего, учитывая нравы и традиции отечественных придорожных полицейских, в силу вступят традиционные механизмы: коррупционно-договорные. И автошколам придется выполнять любую прихоть ГАИ, чтоб добиться ее расположения. И не важно, что ученики одной автошколы будут вынуждены идти сдавать экзамены в другую, незнакомую организацию — об удобстве для клиентов, как всегда, в этом ведомстве никто никогда не думал. Как не думали, похоже, в ГИБДД и о том, что из-за их нормотворчества скоро все автошколы страны вообще могут остановить работу.




Партнеры