Почему недопустимо отменять единый День знаний 1 сентября

«Уничтожать такие символы значит уничтожать единую культуру»

Как говорил известный чиновник-юморист: «Такого никогда не было, и вот опять…». Опять высокие персоны заботятся об образовании. Три депутата Госдумы от ЛДПР внесли законопроект, разрешающий перенос начала учебного года по своему усмотрению …органам местного (!!!) самоуправления.

«Уничтожать такие символы значит уничтожать единую культуру»

Приятно, конечно, что о нас заботятся. В прошлом году эта тема уже поднималась, муссировалась в СМИ и даже обсуждалась на уровне Правительства РФ. Сочли нецелесообразным.

Излагал свою точку зрения и я. В первую очередь, именно депутатам. Видимо, не дошло. Теперь повторюсь для более широкой аудитории.

Единый день знаний недопустимо отменять потому, что это ухудшит качество образования и нанесет удар по общекультурному пространству страны. По нашей общей культуре. Как стало очевидно в последнее время, такое решение однозначно приведет к повышению конфликтности в межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также усилит противоречия между светскими и религиозными сферами жизни России.

Следует вспомнить, что единый день начала занятий был закреплен в четырех постановлениях органов государственной власти СССР, вышедших с 1930 по 1936 год.

Такое внимание данному вопросу было уделено не случайно. Вовлекая огромные массы молодежи в образование, власти столкнулись тогда с необходимостью упорядочения ситуации. Отсутствие единой даты начала учебного года порождало безответственность и дезорганизацию. Задачи стандартизации учебного процесса и воплощения научных методик, укрепления учебной дисциплины и четкой реализации учебных планов, программ, расписаний не решались на должном уровне в условиях скользящего по усмотрению местных чиновников графика занятий.

Многочисленные комиссии, изучавшие положение дел на местах, тогда констатировали, что в основу качественной работы системы образования по всей стране должен быть положен единый, четкий и обязательный для всех распорядок. И не важно, в какой части страны жарко, а где холодно, где полярная ночь, а где светло. Все и везде должны садиться за парты в единое, установленное время. Интересно, кому и зачем сегодня нужно усиливать хаос в образовании. В чьих это интересах?

Это вопросы профессиональные. Но есть и общегосударственное значение праздника. Оно сводится к вопросу, нужно ли России общее культурное пространство, или его надо разрушить.

В каждой большой культуре есть некие элементы, обеспечивающие ее единство и стабильность. И есть другие элементы, обеспечивающие разнообразие и развитие. Их баланс – предмет госполитики, если в государстве на соответствующих должностях есть люди, в этом разбирающиеся. Если таких нет – воцаряется все тот же хаос.

Нам говорят, что в Западной Европе такого праздника нет. Значит, и мы без него можем обойтись. Но с этим трудно согласиться. Россия – страна со своей культурой, своим менталитетом, своими традициями. И день 1 сентября – не выдумка коммунистического режима. Он связан с празднованием Нового года в Византии, укоренившимся в IV веке. В 325 году нашей эры Первый Вселенский церковный собор утвердил дату «Новолетие» в память о том, что 1 сентября 312 года император Константин Великий окончательно отошел от язычества и провозгласил христианство государственной религией Римской империи. На Руси данную дату повелел отмечать Иван III, женатый на византийской принцессе Софии Палеолог. Это произошло в 1492 году.

Позднее календарный Новый год менялся, но в церковно-приходских школах 1 сентября оставалось. Уж больно удобная дата во многих отношениях. Это хорошо прослеживается, скажем, в документах петровской эпохи.

С тех пор религиозная суть даты ушла глубоко в фундамент российской культуры. А 1 сентября стало символом всенародного отношения россиян к знаниям, к учебе как одной из величайших ценностей в человеческой жизни. Уничтожать такие символы – уничтожать великую культуру, созданную многими поколениями наших отцов, дедов и прадедов. День знаний – символ, объединяющий и атеистов, и людей всех религиозных конфессий. Ликвидировать его – ударить по общенациональному единству.

Такая перспектива в последние дни уже создала напряжение по всей стране в связи с праздником мусульман курбан-байрам. Муссировать данную тему – открыть ящик пандоры. К примеру, с точки зрения ортодоксальных евреев школьникам явно не стоит учить уроки в субботу. Какому-нибудь муниципалитету на Дальнем Востоке может захотеться начинать новый учебный год по китайскому календарю. Учитывая темпы развития некоторых процессов, найдется и местное самоуправление, которое совсем отменит учебный год для особ женского пола. Просто за ненадобностью.

Думается, что и субъектам Федерации, и федеральным органам перенос 1 сентября в публичном пространстве даже обсуждать не стоит. Умным людям, выдвигающим подобные идеи, нужно понимать последствия их обсуждения. Стоит относиться к этому ответственно. В этой связи у меня простой вопрос: в Госдуме РФ считают, что у народа России слишком много общей культуры и нам пора расходиться по каким-то анклавам, обособляться? И у нас нет нужды иметь крепкую общенациональную систему образования?

Досадно. В последнее время в России сделано немало для укрепления авторитета Госдумы как одного из важнейших органов государственной власти. И вот опять…

Александр Запесоцкий, ректор СПбГУП, член-корр. РАН, академик Российской академии образования

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру