Социологи успокоили "нищий" средний класс: зарабатывать меньше 120 тысяч можно

Для российской действительности классовость - понятие растяжимое

Подавляющее большинство работающих и довольных, в общем-то, своей жизнью москвичей привыкли называть себя «средним классом», если они вообще задумываются о социальной самоидентификации. Хотя при этом споры о том, что же это такое — средний класс, – продолжаются уже не первое десятилетие. Специалисты Аналитического кредитного агентства попробовали сформулировать: «середнячки» – это те, кто может позволить себе купить квартиру и машину (можно в кредит, но только на десять лет), зарубежный отдых дважды в год и отсутствие долгов по ЖКХ и прочим счетам, и при этом ещё и делать накопления. По мнению экспертов, всё это реально, если твоя московская зарплата превышает 120 тысяч рублей.

Для российской действительности классовость - понятие растяжимое

«Средний класс — это те люди, которые получают достойную заработную плату, которая позволяет им владеть недвижимостью, автомобилем, выезжать в отпуск за границу, не иметь проблем с текущим потреблением и иметь возможность делать сбережения», – цитируют СМИ специалистов Аналитического кредитного агентства. По мнению этих специалистов, человек средний класс — это тот, кто может позволить себе взять ипотеку на десять лет (а не на тридцать, как большинство), автокредит на машину средней ценовой категории и при этом не уронить уровень повседневной жизни. Следовательно, размер минимально допустимой зарплаты для «середняков» напрямую зависит от уровня цен на недвижимость в регионе, где они проживают. В Москве границей комфортного потребления оказались зарплаты в 120 тысяч рублей.

При таких условиях средний класс – это не условное большинство, как можно было бы предположить, а весьма малая доля трудоспособных московитов. Если точнее, то чуть меньше четверти – согласно данным экономических исследований, указанную зарплату в Москве получает порядка 18 % горожан.

Однако многие факторы остаются неучтенными. Например, если речь идёт о семье — должны ли зарабатывать по 120 тысяч и муж, и жена, или хватит общего дохода? Можно ли всё ещё считать себя средним классом, если зарабатываешь-то ты 120 тысяч, но на твоём горбе — не только ипотека, но и оплата обучения ребенка, и мама-пенсионерка, и неработающая жена в декрете? И что насчёт самоидентификации, если до «приличной» зарплаты ты не дорос, но зато унаследовал от бабушек две квартиры и в ипотеке не нуждаешься?

В связи с этим специалисты-социологи возражают: говорить о некоем «среднем классе» в российской действительности не стоит, а если уж говорить – то отталкиваясь от иных параметров, нежели общепринятые.

– Сам подход к определению «среднего класса» с помощью только показателей дохода распространен, но он плохо применим для российской действительности. Люди, имеющие высокий доход, могут принадлежать к абсолютно разным профессиональным, образовательным группам, иметь абсолютно разные политические взгляды и убеждения, разные интересы, иными словами, у них может не быть ничего общего — в отличие от устоявшихся зарубежных обществ. Да, эту цифру, 120 тысяч рублей, я слышала и ранее, но совершенно не ясно, идет ли речь о доходе на человека или на семью, где есть иждивенцы. Поэтому понятие «среднего класса» плохо объясняет структуру российского общества, т. к. получается, что у нас он чрезвычайно малочисленный, ведь доходы падают в последние годы. На эту цифру могли бы ориентировать маркетологи, но никак не сами люди, – считает руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центр» Марина Красильникова.

По её словам, средним классом было бы разумно называть людей, у которых остаются «свободные» деньги после удовлетворения основных потребностей — после оплаты жилья, проезда, еды, необходимой одежды и т. д. Иными словами, если все заработанные деньги не расписаны заранее, и человек покупает одежду не потому, что старая порвалась, а потому что понравилась красивая кофточка — можно считать себя средним классом. Или если сломался холодильник или электрочайник, и ты не задумываясь покупаешь новый, а не изучаешь программы рассрочки — тоже можно выдыхать и считать себя приличным человеком.

— И нужно понимать: Москва — это город, где две трети жителей не родились, и квартир у них еще нет. Мобильность у приезжих гораздо выше: они снимают квартиры, охотно меняют районы, но это дает дополнительную нагрузку на их бюджет, – добавляет социолог Виктор Вахштайн.

Кстати, унаследованный нами из советской эпохи уклад, при котором едва ли не у каждого второго москвича есть квартира без каких-либо усилий с его стороны — от бабушки, от дедушки, от мамы или от троюродной тёти — привел к тому, что для львиной доли людей «граница приличной зарплаты» может быть снижена, если их расходы на жильё сводятся к оплате счетов за ЖКХ. При этом для тех, кому повезло меньше, ипотека — не единственный вариант кабалы на рынке недвижимости; её смело можно заменить на аренду приличной квартиры в приличном районе, которая обойдется не особо дешевле.

Дальше начинается произвольная программа — сколько свободных денег считать нормой, чтобы хорошо себя чувствовать?

— Когда мы спрашиваем, для кого современная Москва, рисуется образ тридцатилетнего программиста, работающего в западной компании, получающего высокую зарплату и имеющего собственную квартиру. Скорее всего, этот человек «сингл»: может быть, живет вместе с подружкой, но детей они пока не планируют. Не решили, могут ли себе позволить, не затормозят ли карьерный рост, — поделился с «МК» своими соображениями социолог Петр Иванов. По мнению, люди моложе 30 лет часто оказываются наедине с комплексами из-за невозможности позволить себе не то что ипотеку — даже еженедельные тусовки в модном крафтовом баре, за которые придется отдать пару-тройку тысяч рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру