Подбросили самолетом

“МК” узнал все о судьбе Артема Савельева, которого американская мама вернула назад с запиской

“МК” узнал все о судьбе Артема Савельева, которого американская мама вернула назад с запиской
Судьбой несчастного Артема Савельева, которого американская приемная семья буквально выкинула из дома (спасибо, что не убила!) и, словно багаж, отправила обратно в Россию, сейчас занимаются органы опеки и лично уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. Между тем в истории его дикого возвращения на родину выясняются новые подробности.  

Напомним: мальчик был усыновлен в приморском городе Партизанске жительницей штата Теннесси Торри Энн Хансен осенью 2009 года. Как рассказала “МК” Вера Кузнецова, директор департамента образования и науки администрации Приморского края, мальчика в 2008 году изъяли из семьи в связи с лишением его матери-алкоголички родительских прав. Анкету ребенка разместили на региональном сайте для усыновителей. Но никто из россиян интереса к Артему не проявил, поэтому его анкету предложили 27-летней Хансен, которая хотела взять 5—7-летнего ребенка “без особых предпочтений внешности”.

— Летом 2009 года Торри прилетела в Приморье, — говорит Вера Кузнецова. — Она была предупреждена о рисках, связанных с воспитанием такого ребенка, но сказала, что на все согласна. Четыре дня общалась с мальчиком как положено, в присутствии директора детдома и представителя службы опеки.  

— Артем выглядел активным, общительным, без особых проблем со здоровьем, — добавляет детский врач Диана Гончаренко. — Удивляюсь, почему он не заинтересовал российских усыновителей, может быть, казался им чересчур подвижным.  

18 сентября 2009 года суд разрешил американке усыновить парнишку.  

— Торри Энн Хансен — дипломированная медсестра, работает, — рассказали нам в департаменте образования Приморского края. — Она не замужем, живет с родителями.  

О Хансен и Артеме в Партизанске успели забыть. Вплоть до 8 апреля 2010 года, когда пришла шокирующая новость из Москвы.

* * *

Как рассказала “МК” инспектор по делам несовершеннолетних из УВД по Тверскому району Наталья Терешкина, в 15.30 на “02” позвонил неизвестный и сообщил, что находится у здания Министерства образования с мальчиком, который только что прилетел из Америки без сопровождающих. Этим человеком оказался Артур Лукьянов — московский гид, к которому семейка Хансен обратилась с просьбой встретить ребенка в аэропорту, списавшись с ним через посредников.  

Узнав о том, в каком качестве его использовали, Лукьянов впал в ступор.  

Описывая состояние мальчишки, инспекторы ПДН описывают его одним словом: “потерянный”. У Артема из еды был с собой только пакетик с дешевыми конфетами. Да и их, как оказалось позже, купил ему кто-то из милиционеров. Сначала патрульные попытались предложить ему печенье и горячий чай. Маленький путешественник от еды отказался. Ближе к вечеру ребенка решено было отвезти для обследования в 21-ю детскую больницу. Поскольку прибывшие в околоток представители американского посольства выразили твердое желание забрать своего “маленького гражданина”, до машины “скорой помощи” Артема провели под конвоем. За одну руку его держал Павел Астахов, за вторую — инспекторша ПДН. Впрочем, под вечер американцам удалось проникнуть в 21-ю больницу. По слухам, они провели там всю ночь, уговаривая медсестер пустить их в палату. Но сестрички стояли насмерть!  

Как сообщил нам Иван Довбин, представитель американской авиакомпании United Airlines, рейсом которой Артем прилетел в Москву, для мальчика была оплачена услуга сопровождения от авиакомпании, которая предусмотрена для детей от 5 до 11 лет, путешествующих без взрослых. Эта услуга стоит $99 и гарантирует, что персонал компании-перевозчика будет присматривать за ребенком в течение всего путешествия. В аэропорту отправки малыша принимает наземная стюардесса, помогает ему пройти паспортный и пограничный контроль, сдать багаж. Затем передает маленького пассажира стюардессе на борту лайнера. Та несет ответственность за ребенка, пока самолет находится в воздухе, а затем, в аэропорту прибытия, передает его наземным службам авиакомпании, которые, в свою очередь, обязаны под расписку выдать ребенка встречающей стороне. В документах авиакомпании зафиксировано, что в Вашингтоне Артема Савельева проводила некто Нэнси Хансен. В качестве встречающего она указала гражданина РФ Артура Лукьянова.  

По словам представителя United Airlines, у Артема имеется обратный билет Москва—Вашингтон на 20 июля, на рейс той же авиакомпании. “Дело в том, что билет в одну сторону у нас стоит существенно дороже билета “туда-обратно”, поэтому обратный билет для Артема мог быть куплен просто из экономии, — пояснил Иван Довбин. — Почему и с какими целями ребенка отправляют одного в другую страну, наша авиакомпания не выясняет. Это личное дело родителей. Если документы у него в порядке, его сажают на борт. Если в аэропорту прибытия маленького пассажира не встретят, наш персонал передает его в местные органы милиции”.  

В письме, найденном при Артеме, приемная мама мальчика утверждает: “Он жестокий, и у него серьезные психопатические наклонности. Меня обманули и ввели в заблуждение работники и директор приюта, которые говорили, что он психически стабилен... Они умолчали об этих проблемах с целью избавить детдом от него. Я старалась как могла, мне жаль, но мне пришлось так поступить ради своей семьи. Я больше не хочу быть матерью этому ребенку. Так как он русский, я возвращаю его на ваше попечительство и прошу аннулировать усыновление”.

* * *

Сам Артем жил в Америке вместе с мамой, бабушкой, дедушкой и 10-летним братом. За прошедшие полгода мальчик почти разучился говорить по-русски и на вопросы отвечал по-английски. Он рассказал, что бабушка и дедушка были “good”, а вот мама — “very bad”. Она мало обращала на Артема внимания, и хотя не била его, но таскала за волосы.  

Почему же это произошло? Екатерина Бридж, руководитель российского филиала американского агентства по усыновлению WACAP (World Association of Children and Parents), через которое усыновляли Артема, заявила, что все случившееся для них — полная неожиданность. Первый отчет из-за океана должен был поступить в агентство 29 апреля. Но, судя по всему, Хансен предпочла выслать мальчика восвояси.  

— Проживание ребенка в приемной семье контролируется ежедневно, — пояснила нам Екатерина Бридж. — За жизнью Артема в семье Хансен следила американская социальная работница, и если там были бы какие-то неприятности, нам бы сообщили. Мало того, американские социальные службы сами очень тщательно следят за семьями, где есть дети, особенно приемные. Поэтому, если бы Артема действительно мучили в семье Хансен, его бы в первую очередь забрали бы сами американцы.
Оба супруга-усыновителя обязаны лично явиться в Россию и пообщаться с нами, прежде чем их допустят к ребенку. И если семья нам по какой-то причине не внушает доверия, мы можем остановить усыновление — такие случаи были.  

— Торри Хансен — девушка одинокая. О какой семье Хансен речь?  

— По правилам усыновления, семья из одного человека тоже считается полноценной, если она прошла наше обследование. Кто такая Нэнси Хансен, указанная как “отправитель” Артема, я не знаю. Нам вообще ничего не сообщали. Может, Торри уехала куда-нибудь на недельку отдохнуть, оставив мальчика на попечение некой Нэнси. А та устала и решила отправить мальчика домой. В любом случае, по американским законам здесь есть основания для возбуждения уголовного дела.  

— Но почему не оформить отказ законным путем?  

— Отказаться от усыновленного ребенка можно, если у него, например, обнаруживается серьезное заболевание. Или по каким-то причинам приемные родители не могут дальше заботиться о нем. В любом случае приемной семье надо отказ обосновать и приехать в Россию.

* * *

“В физическом плане мальчик чувствует себя хорошо, но ребенок даже не знал, что от него отказалась семья. Ему сказали, что он едет на экскурсию в Москву, и ехал с радостью, — рассказала Лариса Бондарева, начальник отдела опеки и попечительства муниципального образования “Тверское” в Москве. — Теперь надо как можно быстрее устроить этого мальчика, но для этого необходимо отменить решение об усыновлении”.  

— Как минимум ближайшую неделю Артем пробудет в детской больнице — такова практика по отношению ко всем беспризорным детям, — сказал “МК” уполномоченный по делам детей в РФ Павел Астахов. — Органы опеки Приморья, откуда родом Артем, ждут мальчика и готовы создать для него наилучшие условия. Но, конечно, лучше всего, если для ребенка удастся найти новую семью.  

“Пока у ребенка нет никаких психологических проблем, — утверждает эксперт Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Галина Семья, навестившая ребенка в больнице. — Но они могут проявиться позже, когда он поймет, что остается тут. Он называет себя Джастин Артем, рассказывает про Америку, про друга-соседа, к которому хочет вернуться. Никакого плача, никаких слез, он с легкостью общается. Очень открытый, добрый мальчик. Он не понимает причину своего нахождения здесь. Говорит о том, что хочет в Америку. Признаки травматизации могут проявиться позже, когда он осознает ситуацию”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру