Чрезвычайно “просветленный” министр. ФОТО

Бессменному главе МЧС Сергею Шойгу сегодня исполняется 55 лет

Бессменному главе МЧС Сергею Шойгу сегодня исполняется 55 лет
Однажды кто-то пошутил: в России нет ничего более постоянного, чем министр по чрезвычайным ситуациям. И эта шутка недалека от истины.

Создатель и бессменный руководитель Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал армии, Герой России Сергей Кужугетович Шойгу — настоящий рекордсмен среди правительственных долгожителей.

Шойгу доверяют 73% опрошенных граждан России. Сегодня самому чрезвычайному министру исполняется 55 лет. “МК” присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Сергея Кужугетовича.


Министерство с чистого листа

Еще будучи строителем, Сергей Шойгу вместе с группой энтузиастов создавал добровольные спасательные отряды, которые выезжали в районы стихийных бедствий. А осенью 1990 года был создан корпус спасателей, и в 1991 году Шойгу был назначен на пост председателя Государственного комитета РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Корпус объединил добровольные спасательные отряды, созданные альпинистами после разрушительных землетрясений в Ленинакане и Спитаке. У новой организации не было ни помещения, ни штата, ни четкого плана действий. Несколько месяцев ушло на формирование первого отряда спасателей.  

ФОТО


Впервые в ликвидации последствий чрезвычайного происшествия подчиненные Шойгу отметились еще в сентябре 1991 года на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. Тогда возникла угроза падения 700-тонного обломка трубы. Эффект от ее падения был бы эквивалентен землетрясению силой в 9 баллов. Направленным взрывом спасатели ликвидировали опасность, а сама операция была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.  

20 ноября 1994 года госкомитет был преобразован в министерство. К тому времени в него вошли силы гражданской обороны со всем вооружением, инфраструктурой и личным составом — около 20 тысяч человек. В 2002 году МЧС увеличилось за счет поглощения Государственной противопожарной службы.  

Сейчас МЧС России, по оценке зарубежных экспертов, считается одной из самых оперативных и боеспособных чрезвычайных служб мира. В России это тоже одно из мощнейших министерств.  

Сегодня министр называет приоритетным направлением работы МЧС создание ОКСИОН. Эта система должна повысить скорость оповещения людей об угрозе и возникновении кризисных ситуаций, информированность о действиях при катастрофах и бедствиях. А главным достижением Шойгу считает то, что сейчас в среднем по России удается каждый час спасать 12 жизней.  

Кстати, сам Шойгу всегда выезжает на крупные катастрофы. Он руководил спасательными и гуманитарными операциями не только в России, но и в Таджикистане, Южной Осетии, Абхазии, Боснии, Сербии и Косове. Возглавлял российскую госкомиссию по изучению обстановки в Северной и Южной Осетии.  

Естественно, работал он и на крупнейших происшествиях последнего времени. Когда 17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, Шойгу на месте занимался координацией работ по ликвидации последствий.  

Руководил он и спасательной операцией на шахте “Распадская” в мае этого года. По наблюдениям работавших на месте журналистов, именно его приезда больше всего ждали родственники шахтеров. Никого до него так внимательно не слушали и никому так не верили, как главе МЧС. Наверное, потому, что министр не боится брать на себя персональную ответственность.

Шойгу — “просветленный разум”

Тувинское имя Шойгу стало фамилией, поскольку один советский чиновник счел, что не могут все члены рода по мужской линии именоваться Кужугетами. Так, отец будущего министра стал носить фамилию Шойгу, а его родной дядя — фамилию Кужугет. По семейному преданию, тувинское слово “шойгу” происходит от тибетского, означающего “просветленный разум (Будды)”.  

В школе Шойгу, по словам его учителей, не был отличником, был твердым троечником. Мог похулиганить. Он на спор переплыл бурлящий Енисей, форсировал реку во время ледохода, перепрыгивая с льдины на льдину, и однажды прыгнул с 10-метрового моста в серединку камеры трактора “Беларусь”, привязанной к опоре.  

В 1967 году родители отправили Шойгу на лето в Тувинскую археологическую экспедицию, проходившую под патронатом Ленинградского отделения Академии наук СССР. В итоге он работал с археологами в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС все летние каникулы с пятого класса до окончания школы. Все пять сезонов.  

Наверное, отсюда и пошла его любовь к археологии. Ведь именно благодаря стараниям главы МЧС средневековый Пор-Бажын стал памятником федерального значения.

Как-то на вопрос, почему он помогает Туве, где родился, Сергей Шойгу ответил: “Я хочу помогать независимо от того, кто там у власти, какая там политика, любят меня или не любят. Я там родился. И постоянно ощущаю чувство долга. Не перед какими-то конкретными людьми, а перед этой землей, которая называется малой родиной. Я постоянно чувствую себя должником. Я должен своей родной школе. Я должен врачам, которые шили меня, лечили меня, гипс мне накладывали”.  

“Все мы тут тувинцы, раз работаем у Сергея Кужугетовича”, — говорят в шутку в МЧС.  

А еще он мечтал стать дальнобойщиком, но поступил в Красноярский политехнический институт, после которого работал в сибирских строительных трестах, пройдя за 11 лет путь от мастера до управляющего трестом. Ну а потом была Москва и началось МЧС...

Интересные факты о главе МЧС

Отдыху за границей предпочитает Россию. Например, Саяны. Одно из главных его увлечений — охота. Будучи в отпуске, обязательно отправляется с друзьями на охоту.

Среди многочисленных увлечений и хобби — изготовление скульптур из причудливых корней. Шойгу прекрасно рисует акварели, но мало кому показывает рисунки. Как говорят, стесняется.  

Очень любит историю. Особенно интересны Сергею Кужугетовичу эпоха Петра Первого, война с Наполеоном и декабристы. В феврале 2009 года Шойгу предложил считать отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне преступлением.  

Собирает предметы восточного искусства — фигурки Будды из разных стран. Коллекционирует холодное оружие: сабли, кинжалы, палаши, индийские, китайские, японские и самурайские мечи, ацтекские жертвенные ножи. Есть в коллекции исторические экспонаты, как, например, наградной кинжал “За храбрость” 1860 года.  

Мечтает возвести российский Шаолинь. На его родине, в Тыве, в Тере-Хольском районе, есть крепость VIII века, в центре которой был буддийский храм. В восстановлении этого памятника истории Сергей Шойгу принимает деятельное участие.  

Играет в футбол и хоккей, занимается конным спортом. Хорошо играет на гитаре, любит авторскую песню. Особенно песни про тайгу.  

Не курит, спать ложится рано, если получается.
  
С женой Ириной познакомился еще в институте. Они учились в одной группе.  

В его родном городе Чадане его именем названа улица, появилась горная вершина Сергей Шойгу, совхоз “Пламя революции” был торжественно переименован в ГУП “Балгазын” имени Сергея Шойгу.  

Шойгу — президент Русского географического общества, почетный гражданин Республики Якутия (2001) и Кемеровской области (2005).  

Подготовил Олег ФОЧКИН.

Руслан Цаликов, первый заместитель министра МЧС России:  

— Все началось 17 апреля 1991 года, когда было подписано решение Совета Министров о создании службы. В первой зарплатной ведомости, которую мы получили осенью, было всего 26 человек. Мы ее до сих пор храним. А по штату числилось 130. Все работали на энтузиазме и желании помочь людям. А в итоге сегодня в стране есть мощная разветвленная структура, которая занимается не только спасением, но и тем, чтобы защита наших граждан была организована сполна. Этому большое внимание уделяет и государство, и человек, который все 20 лет нас сплачивает и реализовывает все задумки. Это залог того, что система будет совершенствоваться и дальше.

Павел Гусев, главный редактор “МК”:  

— Если говорить о Сергее Кужугетовиче как об охотнике, то сразу же можно сказать, что он представляет стиль охотника-путешественника с вечной жаждой познания. Он не сидит на одном месте, а ищет зверя. Ему важен не сам охотничий трофей, а азарт и момент поиска. Шойгу — любитель охоты в диких местах, он постоянно сплавляется по рекам на лодках и катерах, ночует в палатках, ходит по дикой тайге. Это охота со всеми опасностями и лишениями, когда человек должен пересилить себя и остается один на один с природой и зверем. При этом он наслаждается природой.  

Шойгу категорически против браконьерства и охоты с вертолетов в полном комфорте, на коврах с люксовой едой. Его охоту можно назвать настоящей доморощенной, русской. Когда охотник с одним ружьишком может и на медведя выйти. На это способен далеко не каждый и вызывает огромное уважение.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЛИ ПОР-БАЖЫН

Спокойным сытым летом докризисного 2007 года российская общественность всколыхнулась от захватывающего известия: на далеком тувинском острове Тере-Холь обнаружена чудо-крепость Пор-Бажын. К масштабному проекту по изучению таинственного исторического памятника подключились археологи, гидрологи, студенты, спасатели, журналисты, региональные и федеральные власти. А зачинателем этого масштабного проекта был не кто иной, как Сергей Кужугетович. Пролетая как-то по делам на вертолете над тувинскими горами, увидел он внизу потрясающее зрелище: посреди бирюзового озера на небольшом островке виднелись очертания то ли крепости, то ли монастыря. Другой бы полюбовался да забыл. Но стараниями Шойгу очень быстро на берегу озера Тере-Холь вырос огромный палаточный город: с улицами и площадями, с банями и столовыми. Ученые из ведущих российских институтов Академии наук, студенты самых крупных университетов страны десантировались туда в течение трех летних смен. А из Москвы процессом руководил сам глава МЧС — Сергей Шойгу. Чуть ли не еженедельно проводились планерки с прямыми включениями с озера Тере-Холь, возникающие проблемы решались молниеносно.  

А в день открытия лагеря археологов и студентов на берегу Тере-Холя Шойгу выглядел по-настоящему счастливым. В своей привычной спасательной куртке, с довольной улыбкой человека, осуществившего задуманное, он общался со студентами, пел с ними под гитару песни до самого утра.

ШОЙГУ В ЦИТАТАХ

О вере в Бога:
Я могу сказать, что я вспоминаю о вере в Бога не тогда, когда приспичит, есть или нет. А бывают моменты, когда действительно хочется обратиться к тому, к чему ты вот так напрямую обратиться не можешь. И тогда понимаешь, что ты веришь.  

О снах:
Одно время снились падающие самолеты, потом прошло. Был один период такой, когда часто снились — это, по-моему, 1997 и 1998 годы. Помню, когда у нас было под 1000 авиационных компаний в стране, имели по полтора самолета и летали на честном слове.  

О том, что не любит в других:
Лень, зависть — две самые, пожалуй, страшные вещи, потому что одно происходит от другого и наоборот.  

О старшей дочери (Юлия — директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России, кандидат психологических наук):
Мне не очень нравится, чем занимается моя дочь. Потому что я считаю, что все-таки не совсем женское это дело. Я говорю как отец: мне не нравится то, что она выбрала, но она выбрала — и выбрала.  

О выходных и праздниках:
Что бы я хотел порекомендовать: пейте после бани, а не во время, не курите под одеялом, не пускайте ракеты с балкона — чаще всего они перелетают на балкон соседнего здания.

ГЛАВА МЧС: “ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ”

Сотрудники министерства, сталкивающиеся с Сергеем Шойгу каждый день, отмечают его необыкновенное обаяние. Это можно было бы списать на восторженное восприятие своего начальства, если бы журналисты сами не становились свидетелями лукавой улыбки главы МЧС. Хотя чаще всего приходится видеть его жестким и сосредоточенным, склонившимся над планом или схемой.  

Таким же он предстал перед журналистами в шахте “Распадская” в Кемеровской области. В одну из бессонных ночей после очередной пресс-конференции глава МЧС, попросив не снимать на камеры, развернул схему шахты и начал объяснять журналистам, где находятся люди.  

Делал он это не столько для нас, сколько для родственников погибших. Он попросил журналистов посмотреть внимательно, для того чтобы не дезинформировать родственников и близких шахтеров, находящихся под землей.  

В пресс-центр незаметно вошла молодая женщина и встала за спиной главы чрезвычайного ведомства. Она пристально следила за министром и чуть бледнела, когда его рука замирала в дальней точке шахты.  

Женщина два раза переспросила, смогут ли спасатели туда добраться, Шойгу два раза объяснил, что при определенных условиях смогут. Женщина ушла с горящими глазами: она надеялась. Министр, наверное, даже не понял, что это была не журналистка, а жена, продолжавшая ждать мужа.  

Общение с родными — вообще один из самых тонких и болезненных моментов при спасении пострадавших и ликвидации последствий аварий. На “Распадской” ситуация усугублялась тем, что в определенный момент поисково-спасательные работы были приостановлены из-за угрозы новых взрывов, практически едва начавшись.  

Представители администрации шахты пытались объяснить людям, что не имеют права рисковать жизнями горноспасателей, что шахта вентилируется снаружи, уверяли, что шансы на спасение есть. Убитые горем люди никого не слушали, руководство шахты выглядело растерянным и неубедительным. Родственники плакали и кричали: “Не верим!”  

Приехав на место трагедии, глава МЧС первым делом сам вышел к родными шахтеров и горноспасателей. По сути, он сказал им то же самое, что говорили весь день руководители шахты, но, видимо, другими словами, видимо, с другой интонацией. Он рассказал, что чудеса случаются, и из шахты в Ростовской области шахтеров достали живыми на седьмые сутки, а в Китае — на девятые. Сказал, что работы начнутся, как только будет возможность войти в шахту хотя бы в самоспасателях. Объяснил, что вентиляция повреждена и, кроме того, резкий приток кислорода многократно увеличит вероятность взрыва, поэтому включить систему вентиляции невозможно. Он не врал, не обещал всех спасти, лишь бы только успокоить родственников. Он методично и последовательно рассказывал, что делается для спасения.  

Накаленный до предела зал понял, поверил, что спасатели действительно делают все возможное и готовы сделать невозможное. В зале в это время работали психологи МЧС, в том числе дочь министра. Она садилась к тем, кому совсем плохо, говорила: “Здравствуйте, меня зовут Юля...”  

Жены, дети и родители тех, кто находился в шахте, ждали чуда, оказалось, что не терял надежду и глава МЧС.  

Корреспондент “МК” поинтересовался у спасателей, зачем рисковать жизнью, если понятно, что люди погибли. На вопрос: “Почему вы рискуете жизнью живых ради мертвых?” — спасатели ответили, что чудеса бывают, пока есть минимальная надежда спасти хоть одного человека, они будут продолжать поиски. “Делай что должно, и будь что будет” — девиз нашего министра, по нему живут и спасатели”.

Екатерина СЕРГЕЕВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру