Детей-инвалидов хотели выгнать из школы

Как Общественная палата помогла св. Георгию

Более 20 лет в Москве существует уникальная частная школа — школа святого Георгия, где обучают и социализируют детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями развития. Школа давно доказала свою необходимость, ведь там творятся настоящие чудеса: многие дети, которые считались необучаемыми, не только учатся чтению, письму, но и делают свои проекты, играют спектакли, поют.

Но у этой школы, по мнению некоторых чиновников, есть огромный недостаток — она занимает помещение досугового центра, а занятия для широких слоев населения не проводит. На этом основании школу собрались закрыть, даже не дожидаясь конца учебного года. Лишь вмешательство Общественной палаты защитило больных детей от произвола местных властей.

Как Общественная палата помогла св. Георгию
Боцман Илья играет в выпускном спектакле вместе с помощниками-педагогами. Фото из архива Тамары Исаевой

— Человеческое достоинство не связано с цветом кожи или с необычной внешностью, — говорит со сцены мальчик-аутист, вымазанный черной краской. Он играет роль Ганнибала в спектакле «Как царь Петр арапа женил», который ставят выпускники. Именно так по традиции в школе св. Георгия отмечают последний звонок — собственным спектаклем и маленьким концертом. Ребята готовились почти год: шили костюмы, собирали информацию по Петровской эпохе.

Многие родители не могут сдержать волнения — ведь им много лет говорили, что их ребенок будет как растение, что он не сможет общаться с другими людьми. И вот пожалуйста — он заканчивает десятый класс, играет на сцене, поет... Разве это не счастье!

«Все это чудо стало возможно только благодаря удивительным педагогам нашей школы, — говорит Наталья, мама одного из выпускников. — Мой ребенок учился в разных учебных заведениях, но именно здесь прогресс налицо: за несколько месяцев он достиг того, что в других школах отрабатывают годами».

Действительно, детей, которые здесь учатся и имеют множественные нарушения развития (выраженную умственную отсталость, тяжелые формы аутизма, синдром Дауна, психические расстройства и пр.), очень неохотно принимают в государственные коррекционные школы, многим из-за тяжести их состояния просто отказывают в обучении.

— Единственным учреждением, где наши дети могут находиться в коллективе своих сверстников, иметь друзей, быть включенными в образовательную среду и почувствовать себя личностью, является специальная коррекционная негосударственная школа святого Георгия, — в один голос утверждают родители.

— Для нас самое главное в работе — это персональная направленность на ребенка, — говорит завуч школы Тамара Исаева. — Лишь она даже при очень тяжелых нарушениях позволяет развиться тому человеческому, что заложено в растущем человечке. В своей работе мы используем принципы лечебной педагогики, обращаемся к мировым культурным ценностям. У нас специально оборудованные классы, где созданы необходимые условия для развития каждого нашего ученика. На наш взгляд, инклюзия — это, прежде всего, адекватно выбранный метод обучения, соответствующий и учитывающий его возможности, а не просто когда всех детей — здоровых и не очень — обучают вместе. Важно не то, на какие оценки учится ребенок, а насколько счастливым он себя чувствует в учебной деятельности, насколько он открыт и добр.

Петровская ассамблея в школе святого Георгия. Фото из архива Тамары Исаевой

Официально школа св. Георгия существует с 1995 года. Сначала она ютилась в цокольном помещении обычной многоэтажки. Потом родители добились того, чтобы этому учреждению выделили более просторное помещение. И с 2001 года по договору социального заказа школа базируется в здании досугового центра в Люблинском парке. И все было нормально до тех пор, пока в 2006 году это здание не было передано из районной управы в муниципалитет «Люблино». К школе тут же стали предъявляться претензии по поводу того, что происходит нецелевое использование здания, что там не работают с населением и не ведут для местных жителей кружки и секции. Сотрудники школы объясняли, что дети особенные, что много специального оборудования, поэтому места и возможностей для работы кружков практически нет.

— Ситуация сильно обострилась с нового года, — рассказывает Тамара Николаевна. — В феврале нам сказали, что, если до конца мая мы не будем вести кружки, нас выселят. А 23 апреля неожиданно пришла бумага из муниципалитета, где нам официально сообщили, что 17 мая мы должны освободить помещение. Нам даже не давали закончить учебный год.

Родители и педагоги были в отчаянии. Ведь в данном случае речь идет не просто о проблемах частной школы, а о детях с особыми потребностями. Идти из этого учебного заведения им было просто некуда. И тогда к защите школы подключились общественность — певица Диана Гурцкая с мужем, депутаты разных уровней, а потом и Общественная палата.

— Именно после вмешательства Общественной палаты и последующего письма префекта ЮВАО Владимира Зотова мэру Москвы с просьбой передать занимаемое здание школе в безвозмездное пользование, наше выселение приостановили, — продолжает Тамара Исаева. — Муниципалитет пролонгировал договор еще на год и внес в предмет договора пункт «коррекционно-образовательная деятельность».

На праздник последнего звонка в это учебное заведение приехал заместитель префекта ЮВАО Александр Найданов и сообщил, что по распоряжению мэра началась процедура оформления документов для передачи школе здания в безвозмездное пользование.

— Это, конечно, замечательные результаты, — говорит одна из родительниц, Екатерина. — Для наших детей школа святого Георгия — целый мир. Здесь они не только учатся, но потом и работают: помогают по школе, работают в мастерских. Жаль только, что права человека с инвалидностью нужно так трудно завоевывать, и что коммерческий вопрос мог оказаться важнее милосердия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру