Первое сентября Артема Савельева

«МК» встретил День знаний в Детской деревне-SOS

«День знаний — для нас важный праздник, даже отсчет в своей жизни мы ведем именно с него, а не с Нового года, — шутит директор Детской деревни-SOS в Томилине Анатолий Васильев. — Ведь у нас, наверное, приходится больше всего учеников на душу населения». Еще бы, в этом удивительном поселке живут только большие, многодетные семьи — каждая мама имеет от 4 до 7 детей. И всего лишь 4 малыша в поселке пока ходят в детский сад.

«МК» встретил первый учебный день в этой деревне учеников и проводил ее первоклассников в школу, а заодно узнал, как живет один из самых известных приемных детей, «мальчик-посылка» Артем Савельев.

«МК» встретил День знаний в Детской деревне-SOS
Близнецы Алеша и Витя со старшей сестрой Настей.

«Посмотрите, какой у меня рюкзак — с машинками! Сам выбирал», — с гордостью показывает свой ранец томилинский первоклассник Алеша. Его брат-близнец Витя тоже несет мне свой портфель. Мама Света поправляет костюмчики ребят. На дорожке у дома первоклашек стоят их друзья-детсадовцы и, кажется, с завистью смотрят на торжественную суету в доме мамы Светы. Так, вспоминает женщина, в прошлом году смотрели сами близнецы на сборы в школу старшего брата Вани — сейчас он идет уже во второй класс.

— В школу-то хотите? — задаю традиционный вопрос. Витя качает головой: он предпочел бы остаться в детском саду. В прошлом году он уж насмотрелся, как до вечера мучился с уроками Ваня, и теперь немножко побаивается школы. А вот Алеша рад тому, что идет в первый класс, он торопит родителей и брата, в нетерпении теребит букет.

— Мы хотим купить машину, для этого нужны денежки, а чтобы их заработать, надо учиться, — рассудительно объясняет он. — Я выучусь и подарю маме Свете красивую машину.

Ваня, Алеша и Витя — братья, живут в семье мамы Светы и папы Вовы около полутора лет. Кровные родители пили и жестоко обращались с малышами. Когда их лишили родительских прав, дети полтора года прожили в приюте, пока не попали в томилинскую Детскую деревню-SOS.

— Первое время пришлось нелегко: ребята были тревожными, засыпали с трудом — мы вчетвером вместе с двумя старшими девочками по три часа читали им перед сном, — вспоминает их мама Света. — Мальчишки даже мужского голоса боялись — кровный отец их бил, и первое время мой муж только приезжал к нам в гости, а жил отдельно.

Артем Савельев с ностальгией вспоминает каникулы.

Теперь мальчишки виснут на папе Вове, спорят, кто пойдет с ним за руку. Это уже второй папа в этой деревне.

— Семейные пары — новшество в Детских деревнях-SOS в России, — говорит директор Анатолий Васильев. — Это и неудивительно, ведь найти семейную пару, которая готова на много лет отдаться воспитанию чужих детей, очень сложно. Но все меняется, и теперь все больше пап появляется в Детских деревнях-SOS во всем мире.

Выходим с семьей Никитенко на улицу. Детская деревня превратилась в школьную: возле домиков снуют нарядные разновозрастные ученики с яркими букетами. Один из них — Артем Савельев (тот самый, которого несколько лет назад самолетом отправила обратно в Россию американская приемная мама). Артем собирается в школу вместе со старшим 15-летним братом Даниилом, с которым они живут в большой и дружной семье мамы Веры. Артем немного стесняется, говорит коротко, с паузами.

— У нас с Артемом этот учебный год будет нелегким, — вместо него вступает в разговор Даниил. — Я иду в 9-й класс, значит, впереди ждут ГИА. А Артем — в четвертый, получается, тоже всякие тесты сдавать надо. Ничего, прорвемся!

Артем кивает, но с гораздо большим воодушевлением говорит о только что закончившейся летней смене:

— Мы с Даней были на море, в лагере под Анапой. Много купались и, представляете, видели дельфинов!

— Только недавно Артем отошел от того шока, который был у него после отказа от него приемной мамы: стал улыбаться, разговаривать, даже на дискотеке танцевать, — чуть позже рассказал мне директор Анатолий Васильев. — Он сейчас адаптировался в семье, привязался к маме Вере. Конечно, у мальчика очень непростая судьба, поэтому мы так рады этим переменам. Считается, если в судьбе ребенка было четыре разрушенных жизненно важных привязанности, дальше способность любить и доверять не формируется. А мама Вера у Артема как раз четвертая, так что мы очень рады тем пусть медленным, но положительным изменениям, которые происходят с мальчиком. Знаете, сколько радости было у всех, когда он нарисовал маме Вере открытку «Самой лучшей маме на свете»!

Заходим во двор томилинской средней школы №14 имени Героя Советского Союза Анатолия Лапса. Здесь учится большинство ребят из Детской деревни-SOS.

— Конечно, ребята из деревни приходят непростые, их неблагополучный ранний опыт нередко сказывается и на обучении, и на отношениях со сверстниками, — рассказывает педагог-психолог школы Ирина Рекшинская. — Но родители из Детской деревни всегда готовы взаимодействовать, переживают за своих детей так, как многие кровные родители не переживают. И постепенно совместными усилиями все школьные проблемы их воспитанников мы решаем.

1 сентября в Томилине — очень важный день. Вместе с мамой Светой.

Во всех домах идет подготовка к праздничному чаепитию — отмечать День знаний в Томилине будут в каждой семье.

— Лето для нас было небольшой передышкой, — говорит руководитель деревни Анатолий Васильев. — Теперь включаемся в учебный марафон, когда нашу жизнь определяет школьный график.

— Анатолий Анатольевич, жить стало легче? Ведь даже в национальной концепции развития сказано, что необходимо «реформировать существующие детские дома и интернаты по типу Детских деревень-SOS».

— Прописать прописали, но государство на нас обращает еще меньше внимания. Увы, при реформировании детдомов берется только наша внешняя форма: ремонтируются квартиры, где-то хотят строить дома. Но главные принципы остаются детдомовскими: те же воспитатели, а не родители, те же общие столовые, прачечные и пр. А ведь самое важное в нашем опыте — то, что дети растут в семье, с мамами!

— Что же делать, чтобы ваши наработки пришли и в другие сиротские учреждения?

— Государственная система очень негибкая, там столько бумаг, что в них тонут самые лучшие намерения. Считаю, надо тесно сотрудничать с НКО — у них меньше ограничений. А еще мы рады делиться опытом — пригласили к себе Собянина, и.о. руководителя Департамента соцзащиты Петросяна, но они пока нам не ответили.

— И еще вопрос в лоб — откуда деньги?

— Изначально почти 100% средств поступало от международной организации Детские деревни-SOS International. Все-таки эта модель работает уже в 133 странах более 60 лет. Сейчас ситуация быстро меняется. Немного помогает государство (на каждого ребенка-сироту полагаются государственные субсидии), но это очень малая часть. Все большую роль играют простые люди, наши с вами сограждане. Конечно, не каждый может пожертвовать сразу большую сумму, но 500–1000 рублей в месяц под силу многим. И именно за счет сотен таких пожертвований нам удается из детишек с тяжелейшими душевными травмами растить нормальных людей — самостоятельных, умных, исповедующих семейные ценности.

— Если вы хотите помочь детям-сиротам обрести новую семью и вырасти счастливыми, заходите на специальную страничку для читателей «Московского комсомольца»: www.sos-dd.ru/mk

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру