Лошадиные силы для поправки бюджета

Минувший год стал для большинства моторизованных россиян годом пренеприятнейших потрясений

9 января 2014 в 18:03, просмотров: 4552

Сомнительные для автомобилистов прошлогодние новации властей в полный рост аукнутся автовладельцам в году нынешнем. Хотя, конечно, 2013-й кое-чем шоферскую братию все-таки порадовал.

Лошадиные силы для поправки бюджета
фото: Геннадий Черкасов

И даже посмешил. Например, желанием столичных казаков (имеются, как оказалось, в природе и такие) проверять качество продаваемого на АЗС топлива (очевидно, с помощью специально обученной нагайки). Или, скажем, попыткой столичных же властей запретить чистить припаркованные во дворах машины от снега под угрозой крупных штрафов. Улыбнули автомобильную общественность и депутаты Госдумы. Эти пытались запретить использование видеорегистраторов и автосигнализаций; мечтали предоставить налоговые вычеты водителям, чтущим ПДД; хотели повысить штрафы за нарушение тех же Правил исключительно для владельцев дорогих транспортных средств; боролись с установкой поклонных крестов в местах ДТП. Разумеется, все перечисленные и многие другие инициативы, не имеющие под собой ни логических, ни правовых, ни морально-этических оснований, благополучно почили в бозе. Но, черт возьми, лучше бы уж народные избранники и чиновники всех мастей продолжали развлекать почтенную публику своей законотворческой и административной клоунадой. Так нет...

Зачем повысили штрафы?

Принятые осенью поправки в КоАП РФ беспрецедентно в новейшей истории страны ужесточили санкции практически за все нарушения Правил дорожного движения, предполагая за некоторые из них штрафы до 50 000 рублей и трехлетнее лишение «прав». При этом за ряд из них граждане теперь несут аж тройное наказание, что категорически противоречит всем законам страны, включая Основной. Мало того, подобный подход резко поднимает придорожную коррупцию. Ведь одно из наказаний — переэкзаменовка в случае лишения водительского удостоверения (предусмотрена по 20% нарушений Правил, среди которых совершенно невинные, типа опоздания с регистрацией т/с или непропуск авто с «мигалками»!). Этот жупел, учитывая, как нынче валят на экзаменах, просто вынуждает идти водителя на «сделку с правосудием». И самое неприятное во всей этой «штрафной истории», что с ужесточением наказаний число дорожных трагедий на убыль не пошло.

Без права на «права»

В том числе и потому, что на дороги продолжают в массовом порядке (по два миллиона в год) выезжать молодые необученные. В минувшем году правительство вроде бы всерьез взялось и за эту проблему, решившись наконец реформировать систему обучения в автошколах и изменить методику приема экзаменов в ГИБДД. Но пока добилось лишь запрета на самоподготовку и сдачу экзаменов на «права» экстерном. Новые стандарты обучения и квалификационных испытаний до сих пор не утверждены (а должны были — к 5 ноября ушедшего года) благодаря стараниям чиновников из Минтруда, затянувших с принятием основополагающего документа. И если по гамбургскому счету, то сегодня автошколы должны прекратить обучение, а ГАИ — не принимать экзамены. Однако и обучают, и принимают. Но опять-таки — не у всех. Еще очень не скоро станут выдавать «права» категорий и подкатегорий М, А1, В1, С1, Д1, С1Е, Д1Е. И если говорить о массовом автолюбителе, то, скажем, в наступившем году у него по-прежнему нет возможности получить водительское удостоверение на управление автомобилем с «автоматом» (то есть хочешь не хочешь, а придется осваивать «механику»). Не у дел остаются и подростки, поскольку для получения «прав» на скутер теперь также надо пройти полноценное обучение в автошколе. Минобр, правда, дает надежду на скорое разрешение коллизии, но и тут не все гладко.

Регламентные работы

Как, впрочем, и у другого ведомства, ответственного за нашу автомобильную жизнь. В минувшем году ГИБДД сделало красивый жест, приняв новый регламент регистрации транспортных средств, в чем-то действительно упростив свои отношения с гражданами. Например, теперь при утере или краже госномера автовладельцу не надо ходить по инстанциям, а можно без проблем изготовить дубликат. Но это, пожалуй, единственный плюс новации. В остальном же все осталось по-прежнему. Процедура постановки машины на учет даже в более-менее благополучной Москве занимает те же 3–4 часа, а в некоторых случаях и все 5–6. Многие СМИ, не разобравшись, сразу после публикации регламента поспешили заявить, что на все про все у ГАИ имеется один час. Увы — час дается только на принятие документов у заявителя (господи, целых 60 минут только на то, чтобы взять бумаги!), а там уж как инспекторский бог даст. К тому же регламент поставил в затруднительное положение десятки тысяч граждан, попавших в ДТП. Дело в том, что для получения в страховой компании компенсации в полном объеме по полису КАСКО в случае тотального разрушения авто в аварии останки машины надо передать страховщику, предварительно сняв с учета. Но по новым правилам снять ее с учета можно только при наличии нового владельца и договора купли-продажи. Поскольку страховщики не горят желанием становиться собственником, деньги пострадавшим не выплачивают, передача машины не осуществляется, перерегистрации не происходит — получается замкнутый круг. На этот счет ГИБДД никаких разъяснений не дает. Хотя, разрабатывая регламент, автоинспекция не могла не предвидеть (ежегодно фиксируя более 200 000 тяжелых ДТП и выдавая соответствующие документы в том числе и для страховых компаний!) возникновения подобной, с позволения сказать, коллизии. С которой вошла и в новый год.

Готовьтесь раскошелиться

И, увы, эта коллизия, как и перечисленные выше, не единственная, с которой в наступившем году нам придется столкнуться. Так, весьма нерадостный прогноз на него дает независимый автомобильный эксперт Сергей АСЛАНЯН:

— Российская казна опустела, а вот кошельки граждан еще чем-то наполнены. Поэтому податное население получит перспективу в 2014 году оплатить 95% государственных нужд. Для этого незачем охотиться на незаплативших налоги. Достаточно зайти с противоположного конца, имущественного. В стране есть две категории собственников — недвижимости и автомобилей. Для первых — закон о выселении за долги. Для вторых все остальное: рост цен на топливо, увеличение транспортного налога, удорожание ОСАГО совмещением его с КАСКО и договор сразу на три года, видеофиксация нарушений, штраф за среднюю скорость, двойное и тройное наказание за одно правонарушение, переэкзаменовка, платная парковка и штрафы за любое действие. Задача — получить деньги с тех, кто ездит, и с тех, кто просто владеет. Сам факт обладания автомобилем станет достаточным поводом для взиманий и взысканий. В 2014 году будет все нельзя, все запрещено, все наказуемо вне зависимости от того, ехал или стоял...



Партнеры