Хроника событий СМИ: пропавший малайзийский Boeing был захвачен "лишним" пассажиром Эксперты подтвердили обнаружение крыла пропавшего малайзийского рейса MH370 В Средиземном море нашли обломки пропавшего самолета EgyptAir Перед исчезновением над Средиземным морем A320 подал сигнал бедствия EgyptAir: A320 упал примерно в 280 километрах от побережья Египта

Как и зачем могли угнать малайзийский самолет

Эксперт: «Возможно, кто-то из пилотов испытывал некоторые политические пристрастия»

16 марта 2014 в 18:27, просмотров: 22927

С момента пропажи самолета «Малайзийских авиалиний», прошло уже около недели, однако эту историю продолжает окружать целый ряд загадок и домыслов. Недостаток информации вызывает еще более смелые предположения. Недавно малайзийские власти сообщили, что версия об угоне «Боинга» стала основной, однако это не прояснило ситуацию, а только вызвало дополнительные вопросы. Об этом «МК» поговорил с членом Всемирного фонда безопасности полетов Сергеем МЕЛЬНИЧЕНКО.

Как и зачем могли угнать малайзийский самолет
фото: PhotoXPress

«Тот, кто это сделал, сделал все абсолютно правильно»

- Известно, что кто-то на борту малайзийского «Боинга» отключил транспондеры. Реально ли было засечь самолет после отключения этих устройств?

- Его же засекли. Его «вели» военные локаторы долгое время. Есть разница между применимостью гражданских локаторов и военных локаторов, потому что гражданские предназначены для того, чтобы безопасно проводить по маршрутам или вне их гражданские воздушные суда, а военные предназначены для защиты от каких-то воздушных угроз. Гражданскими локаторами была потеряна связь, но военные «вели» самолет определенное время.

- Если военные локаторы «видели» лайнер, почему так тяжело установить его текущее место нахождения?

- Есть несколько версий. Если есть желание, чтобы тебя не нашли, то тот, кто это сделал на самолете, сделал все абсолютно правильно. Он отключил приемоответчик — гражданские локаторы перестали принимать информацию о его высоте, о направлении движения, о скорости его движения. Причем, это было сделано на границе движения малайского гражданского локатора при передаче в зону ответственности Вьетнама. То есть этот человек знал, что делает. Он прекратил работу оборудования ACARS, по которому связываются с различными наземными станциями обслуживания в авиакомпаниях, которые могут подсказать, что делать в случае каких-то технических неисправностей, которые отслеживают работу различных систем воздушного судна и т. д. Это было все отключено. Однако человек или несколько человек не смогли отключить те каналы информации, по которым идет связь через спутники с производителями двигателей — с фирмой Rolls-Royce через спутники Inmarsat.

«Подготовка была очень серьезной»

Сейчас появилась информация о двух траекториях... Одна - в сторону через Бенгальский залив, через Индию, Афганистан, через другие страны в сторону Казахстана, Таджикистана, Туркмении... И вторая траектория — отраженная — с той же точки, но в юго-западном направлении в сторону южной части Индийского океана. Это происходит потому, что спутник, который это засек, находится на очень высокой орбите — где-то в районе 35 тысяч километров над уровнем земли. И это был один спутник, поэтому с него трудно определить траекторию движения.

Дальше мы начинаем думать — каковы были причины незаконного вмешательства в действия экипажа или действий экипажа при удавшейся попытке угона. Если были какие-то связи с известными террористическими группами, то нужно много шума, нужна реакция, нужно сделать что-то такое, как в свое время в Нью-Йорке... Как известно, в Куала-Лумпуре находится небоскреб Петронас Билдинг, который долгое время был одним из самых высоких зданий в мире... Но ничего не произошло, самолет проследовал мимо Куала-Лумпура, намного севернее до определенной точки. Причем, эта точка в море соответствовала географической точке одного из маршрутов, по котором следуют самолеты гражданско авиации. То есть либо пилот, либо другие люди, которые проникли в кабину экипажа, владели этой информацией. Это не те люди, которые ничего не зная, смогли что-то предпринять. Подготовка была очень серьезной... или обработка экипажа. Тут трудно сказать.

«Пассажиры испытывали очень неприятные ощущения»

После того, как были отключены ответчики, ACARS, радиосвязь, по некоторым данным, самолет набрал эшелон полета 450-й, это 45 тысяч футов, практически 15 км. Это та высота, на которой эксплуатация самолета «Боинг»-777 не предусмотрена, но данные некоторых служб говорят именно об этом — что самолет набрал такую высоту. Если он набрал такую высоту, то автопилот вряд ли может на ней вести воздушное судно, потому что он автоматом должен перевести самолет в те технические требования, на которых полет может продолжаться безопасно. Нужно предполагать, что на 450-м эшелоне самолетом управлял человек. В связи с высокой разряженностью воздуха, полет становится очень неустойчивым, самолет близок к сваливанию. Сила набегающего потока неспособна поддерживать самолет в воздухе. Кроме того, резко падает производительность систем надува воздуха. У систем кондиционирования и у систем надува воздуха тоже есть определенные ограничения. Если самолет летел на такой высоте, то пассажиры испытывали очень неприятные ощущения, которые могли повредить их здоровью. Потом у нас есть данные, что самолет снизился до высоты в 23 тысяч футов. Когда американцы проводили испытания такого снижения, то пришли к выводу, что самолет должен был дезинтегрироваться в воздухе, то есть конструкции самолета не рассчитаны на выдерживание таких перегрузок. Но может быть, что информация от тех технических источников, которые использовались при определении высот, была ошибочной. Такое тоже бывает.

Виновата политика?

Сейчас проходит информация о том, что кто-то из членов экипажа причастен к угону. Я хочу подчеркнуть, что можно строить предположения только на основе той информации, которая имеется у нас в разряде проверенной. Возможно, кто-то из пилотов испытывал некоторые политические пристрастия. Возможно, этот человек принял решение выразить свое отношение к тому, что произошло в Малайзии или вокруг нее, вот таким своеобразным образом. Конечно, очень жаль пассажиров. Когда мы начинаем рассуждать о возможностях, мы забываем о родственниках. Когда люди начинают гадать, они вольно или невольно воздействуют на чувства близких. Именно поэтому Международная организация гражданской авиации требует в одном из своих документов непроверенную до конца информацию не разглашать.

Вот пошла уже вторая неделя, как информация появляется, а потом опровергается. Неоднократно малайзийская сторона получила порцию критики как со стороны Китая, потому что больше 150 пассажиров были китайцами, так и со стороны США... Малайзийская сторона сообщала, что первыми, кто получал всю информацию в полном объеме, были Соединенные Штаты. Тут я не могу ничего комментировать, потому что это политическая область, а я не специалист в политике.

«Воробей может пролететь, но аиста заметят»

- Есть ли надежда на то, что самолет просто где-то приземлился, а экипаж и пассажиры живы?

- Мне бы очень хотелось на это надеяться, потому что в первую очередь жаль людей, если они пострадали. Но, анализируя те возможные места, где бы мог произвести посадку такой самолет, как «Боинг»-777, давайте не забывать, что это все-таки 200 тонн веса и он не может сделать посадку на неподготовленную поверхность. Скорее всего, это должен быть бетон. Бетонная или асфальтированная полоса в две с половиной тысячи метров, скорее всего. Но если думать о каких-то природных возможностях, то это твердый ровный камень, твердая ровная соляная поверхность, способная выдерживать такую перегрузку при посадке воздушного судна, то есть начиная от 200-220 тонн. При посадке это очень большие цифры.

Мы опять начинаем думать, для чего и какими силами это все делалось. Если угонять самолет, как машину, то это невозможно. Ты не можешь использовать угнанный самолет в авиакомпании, это немыслимо. Если ты хочешь совершить какой-то террористический акт, то я вам уже сказал, что этого не произошло. Если воздушное судно хотели использовать как бомбу с керосином, то самолет пролетел через острова-полуострова и ушел в океан. Так что тоже вряд ли. Если самолет хотели использовать с целью угона, чтобы потом где-то сесть, положить в него бомбу, потом взлететь и потом где-то что-то взорвать, тоже маловероятно. Во всем направлении предполагаемого движения данного самолета в сторону Индии или через Индию, там — такая серьезная система противовоздушной обороны, что воробей может пролететь, но аиста заметят.

Я склоняюсь к мысли, что исчезновение самолета — это желание показать несогласие с какими-то явлениями политического характера, привлечь внимание как можно большего количества людей на земле — не в рамках отдельной страны, а на планете. Все СМИ следят за этим, может, это и было целью? А причину установить будет сложно, но для этого нужно будет найти то место, где находится самолет, либо то, что осталось от самолета.

Пропал самолет. Хроника событий


Партнеры