В средней школе останется только один учебник истории

Отличия будут в "региональных компонентах"

Сокращать ли число учебников по истории до одного и кто его будет писать? Распространять ли опыт на другие школьные предметы? Ответы на эти и другие вопросы вчера искал Президиум Российского исторического общества под председательством спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

Отличия будут в "региональных компонентах"

Оспорить мнение Владимира Путина о необходимости единого курса истории не решился никто. Причем «только школьными учебниками дело не закончится,-- подчеркнул Нарышкин.-- За ними может встать вопрос о пособиях для учителей. А затем опыт может оказаться полезным и для других дисциплин. Например, литературы».

Учителей в связи с предстоящим переходом на единый курс истории волнуют многие вопросы;

– Один учебник по истории останется или несколько? Кто будет его писать? Кто будет следить за тем, правильно ли учитель передает основные тезисы канонического учебника и сможет ли он использовать дополнительно не утвержденные министерством пособия? Что будет, если, отвечая, ребенок выскажет точку зрения, не совпадающую с канонической? Хватит ли двух часов в неделю, чтобы запихнуть в них курсы отечественной и зарубежной истории полюс подготовку к ЕГЭ и ГИА? И, кстати, останется ли ЕГЭ в нынешнем виде? Если да, то никакие самые лучшие учебники, увещевания и даже законы не помогут детям понять, что такое наша история,-- обобщил учитель истории, победитель конкурса «Учитель года» Андрей Лукутин.

Сам Лукутин считает, что «единый учебник с 5-го по 11-й класс упростит разве что подготовку к ЕГЭ». А вот глубоких знаний он не даст. Да и вообще, «важна не каноничность, поскольку сегодня канон один, а завтра – другой, а новая, более совершенная методика преподавания. Так, надо увязать друг с другом курсы отечественной и мировой истории и обязательно вернуться к «линейке» с 5-го по 11-й класс. (Сейчас преподавание истории в школе носит не линейный, а концентрический характер с повтором пройденного ранее в 10-11-х классах – «МК»). Самих же учебников должно быть пусть и не очень много, но точно больше одного». К слову сказать, нынешние, особо подчеркнул он, упрекнуть не за что: «Они свободны от серьезных ошибок, да и никакого политического экстремизма в них нет, настолько выхолощено их содержание – в хорошем смысле слова».

Между тем дело явно идет к тому, что в школе останется один учебник истории. В лучшем случае – два, точнее, две линии: для обычных классов и профильных, с более подробным изучением:

– Скорее всего, должен быть единый курс школьной истории по всей стране от Калининграда до Петропавловска Камчатского,-- сформулировал общий подход директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.-- А отличия будут в региональных компонентах. Сам же региональный компонент должен быть тесно увязан с федеральным и избавлен от «этнического» уклона. А то «история Татарстана у нас стала историей татар, а история Башкортостана – историей башкир»,-- констатировали участники заседания. При этом учебник для 10-11-х классов будет совсем нового типа, отметил директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян: «В нем отечественная история будет рассматриваться параллельно с мировой, а традиционная книга дополнится электронными вариантами».

Курсы отечественной истории решено синхронизировать с курсами истории мировой. Возможно, снабдив тома по отечественной истории таблицами с событиями того же периода в мире и наоборот. «А то спросишь у студента, кто правил Францией во времена трех мушкетеров, и они скажут. А кто в это же время правил в России не знают»,-- отметил министр культуры Владимир Мединский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру