Путин скоро увидит единый учебник по истории

А школьники не узнают, что «Россия уйдет из Сибири и сузится до Урала»

6 сентября 2013 в 18:29, просмотров: 4437

Близится назначенный президентом срок окончания подготовки Историко-культурного стандарта по новейшей истории России XX века — того самого пресловутого «единого учебника». «МК» выяснил, как проходят народные обсуждения учебника в Интернете и что решают профессионалы из рабочей группы Российского исторического общества.

Путин скоро увидит единый учебник по истории
фото: Наталья Мущинкина

Напомним о сути вопроса: Владимир Путин поручил правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах, чтобы избавить учебники от двойных толкований. Судя по опросам ВЦИОМ, почти 60% россиян появление единого учебника поддерживают, а негативно воспринимают эту идею около 16% граждан, большинство из которых внятно аргументировать причины отрицания не смогли.

— Впервые идет столь активная всенародная дискуссия, — говорит руководитель авторского коллектива проекта Историко-культурного стандарта, директор Института российской истории РАН Юрий Петров. — Еще год назад учебник бы тихо написали и вбросили в школьные библиотеки, но сейчас все иначе. В конце сентября стандарт будет доработан и чуть позже представлен президенту. После этого пройдет конкурс на издание учебника, который будет представлять собой линейку из нескольких книг, которые хронологически будут завершены рассказом о событиях 2012 года.

По мнению научного руководителя рабочей группы Российского исторического общества, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, самыми сложными моментами обсуждения являются оценки советского общества в ХХ веке вообще и присоединение народов к России в частности:

— При этом мы в целом посчитали, что такие моменты можно проходить в режиме дискуссии с учениками 10–11-х классов, — считает Александр Оганович. — Хотя я должен отметить, что не все специалисты считают заканчивающих школу подростков способными воспринимать историю дискуссионно… Я был на заседаниях Совета Европы и знаю, что это повсеместная проблема. Там тоже много говорят, что уровень невежества среди подростков ширится, и непонятно, что важнее в учебнике — дать сухие факты или учить мыслить. В этом винят Интернет — он дает поверхностное представление о событиях.

Важнейшим моментом в создании единого учебника является возможность обсуждения:

— Критики от общества мы приняли много, и значительная часть была использована, — продолжает Александр Чубарьян. — Многие жаловались, что в стандарте учебника мало внимания уделяется воспитательной стороне дела. Мы согласились, и Академия образования подготовила большой раздел на эту тему. Еще одна массовая претензия заключалась в том, что в учебнике мало внимания уделяется повседневности, описанию особенностей быта людей.

Нынешний принцип преподавания истории позволяет гибкую интерпретацию материала учителем. И ввиду этого у неравнодушных людей есть опасения, что спорные мнения специалистов попадут в учебник. Один из примеров, — реплика известного историка, академика Пивоварова: «Историческая тенденция ведет к тому, что в ближайшее время Россия уйдет из Сибири и сузится до Урала». Чубарьян успокаивает:

— Академик Пивоваров — отличный специалист, и хотя у него много спорных реплик, это лишь его личное мнение. Оно может быть напечатано в монографии, но не в школьном учебнике. Не волнуйтесь — столь спорных идей в нем не будет, да и в нынешних учебниках такого, к слову, нет!



Партнеры