Школы двух столиц

Корреспондент «МК» нашел много общего у московской и венской школ

15 декабря 2013 в 19:50, просмотров: 3496

Российские школы внедряют современные образовательные стандарты. Интерактивные доски, навороченные компьютеры, электронные дневники и т.д. и т.п. Но многие родители все равно с завистью смотрят на Запад. Чем же европейские школы отличаются от наших? Корреспондент «МК» побывала в обычной городской школе в Вене и сравнила ее с обычной московской. Оказалось, в австрийской столице нет никаких суперсовременных компьютеров и «цифровых» классов. Зато есть много творческих мастерских, а на уроках труда мальчиков и девочек учат печь рождественские печенья.

Школы двух столиц
фото: Наталья Мущинкина

Ежегодно венцев становится на 20 000 больше. Соответственно, город обрастает новыми кварталами. Мэрия Вены зорко следит за тем, чтобы в каждом новом районе перво-наперво появлялся образовательный кампус. В одном таком мне удалось побывать.

Огромное разноцветное здание состоит из двух корпусов: детский садик и начальная школа. Получается, что в кампусе находятся дети от 6 месяцев до 10 лет. (Средняя школа — для детей от 10 до 16, в старшую (до 18) в Австрии переходят только хорошо успевающие ученики. Обязательное бесплатное обучение здесь длится с 6 до 16 лет. — Авт.)

Проект здания типовой (точно такие же строятся и в других районах), внутри очень светло и просторно. Все стены в коридорах увешаны плодами детского творчества — рисунками, аппликациями, фотографиями…

— Пожарные службы не одобряют этого, — говорит сотрудник кампуса Рудольф Либер. — Но без такой демонстрации скучно будет учиться, да и в педагогических целях эти выставки очень полезны. Поэтому перед проверками мы все эти рисунки и стенгазеты снимаем и прячем в шкафчики. А потом обратно вешаем. Думаю, в России так же поступают.

Доски в классах обычные, пишут на них мелом. Между кабинетами есть маленькое помещение, куда учителя смежных классов могут изолировать тех, кто плохо ведет себя на уроке. Чтобы поговорить, заходим в подсобку учительской. Там вкусно пахнет кофе и рождественскими печеньями.

— Помимо кабинетов для каждого класса есть общие помещения: швейный цех, технологический класс, комната для рисования, ну и кулинарный цех, откуда сейчас и идет запах: там дети праздничное угощение пекут, — улыбается герр Либер.

В Австрии, как и у нас, в основном учителями работают женщины.

— 90% — это фрау. В старшей школе, конечно, мужчин побольше, чем в младшей и средней. Но все равно немного.

Что же касается зарплаты учителя, то и в Австрии она, по мнению Рудольфа, тоже незаслуженно невысока:

— Сегодня средняя заработная плата учителей составляет около 2000 евро. Это не много, но и не мало. Из этой суммы еще надо вычесть 35% налогов. То есть на руки работники получают где-то 1300. Многие у нас в стране почему-то уверены, что учителем работать — это легко, и платить им много не стоит. В неделю всего 22 часа рабочего времени, три месяца в году — каникулы. И все забывают, что педагогам надо еще тетради дома проверять, готовиться к занятиям, составлять учебный план…

Занятия в австрийском кампусе длятся до 12.30. После уроков — кружки и всевозможные творческие мастерские. Причем учитель прямо в середине учебного процесса может остановить урок и устроить переменку.

— Если педагог чувствует, что детишки устали и уже не в состоянии усваивать новый материал, то он устраивает перерыв, — поясняет Рудольф.

Есть у них и продленка. Она, в отличие от московских школ, платная: около 10 евро в день. Но платят полностью только те семьи, где хороший доход (от 2642 евро). Если же зарплаты родителей не превышают 1217 евро, то оплата остается только за еду. Ну, а те, у кого зарплаты совсем маленькие (меньше 937 евро), посещают группы продленного дня бесплатно. Больше никаких сборов (ни за учебники, ни за охрану, ни за ремонт и уборку классов) с родителей не требуют.

— А зачем? — удивляется герр Либер. — Все это оплачивается городом.

Во дворе кампуса — спортплощадка, как и у любой московской школы. Столовая с системой самообслуживания. Раздевалка с разбросанными по всему полу варежками и шапками. В венских школах четко соблюдают правило: в классе не больше 25 учеников. А в детсадовской группе — максимум 23 (нам об этом пока остается только мечтать). Причем так же, как и Москва, Вена ощущает дефицит учебных мест, а дошкольных, детсадовских уже сегодня не хватает.

— Прогнозы неутешительные, нехватка учебных заведений только усилится. Поэтому вопрос строительства новых кампусов — все время на повестке дня.

Господин Либер рассказал, что школы в столице Австрии строят или на государственные средства, или на деньги частных инвесторов:

— Им выделяется земля под кампус. А потом, когда стройка сдана, город арендует здание школы. По истечении 40 лет кампус переходит в городское ведение.



Партнеры