Кому сигарета по зубам?

Российские дошколята еще не умеют читать, но уже распознают... табачные бренды

17.10.2013 в 17:54, просмотров: 1744

Исследование о влиянии табачного маркетинга на маленьких детей, проведенное в шести странах с самым высоким уровнем курения, в том числе и в России, выявило пугающую подробность: 68% дошколят (!) опознают хотя бы один сигаретный бренд. А ведь табачные компании традиционно заявляют, что они не рекламируют и не продвигают сигареты среди детей. Но, как видим, реальность доказывает обратное.

Кому сигарета по зубам?
фото: Геннадий Черкасов

Ученые из университета Джонса Хопкинса (США) опросили 2423 детей из России, Бразилии, Китая, Индии, Нигерии и Пакистана. В исследовании приняли участие 5–6-летние российские дети: 201 мальчик и 200 девочек. Ученые опросили как городских, так и сельских ребят (50 на 50). Результаты шокируют: по всем странам в среднем 68% (почти 70 процентов!) малышей опознали хотя бы один табачный бренд. У 42% детей курит как минимум один родитель; 46% ребят сказали, что курит кто-то в доме.

Исследователи просили детей в игровой форме сопоставить разные логотипы с товарами, на которых встречаются эти логотипы. Детям были предложены 24 логотипа разных товаров, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, включая 8 табачных брендов. Причем выбор детей совпадает с выбором взрослых: все названные марки стабильно входят в топ-10 по популярности в России и выпускаются транснациональными табачными гигантами, двум из которых в совокупности принадлежит 60% российского рынка.

Каждый второй ребенок распознал минимум один табачный бренд — 50% российских малышей знают, как выглядят определенные марки. Объясняют это тем, что «видели эти пачки сигарет в магазине» («дома у папы-мамы», «на улице у дяди»). Дети из семей, где курят, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети из некурящих домохозяйств. 4% детей заявили о том, что и сами будут курить.

— Пяти-, шестилетние российские дети, еще не умеющие читать, но уже узнающие сигаретные бренды, — это индикатор «эффективности» антитабачных мер, которые должны быть направлены на их родителей, — прокомментировал результаты необычного исследования председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. — Пока таких мер не было, а были лишь декларации чиновников о важности борьбы с курением, в России за 10 прошедших лет сигареты стали более доступными по цене, их рекламировали на каждом шагу, до нынешнего года не было по сути никаких ограничений на курение в любых местах. Все это наблюдали и дети, впитывали информацию. Вот и получили результат: малыши 5–6 лет уже хорошо разбираются в сигаретных названиях!

Слабым утешением является то, что в Китае дела обстоят еще хуже, чем у нас, в России: в Поднебесной 86% детей осведомлены о табачных марках; 59% — в Бразилии, 76% — в Индии, 51% — в Нигерии и 84% — в Пакистане. Россия с ее 50% является «лучшей среди худших», опередив Нигерию.