Клиники оставили без «двигателя»

Запрет на рекламу медицинских услуг больно ударит по пациентам

23 января 2014 в 17:56, просмотров: 4791

Когда-то реклама была двигателем торговли, сегодня же стала мощным инструментом продвижения не только товаров, но и услуг. И как бы она ни раздражала многих из нас, порой только таким образом  можно получить информацию, например, о появлении новых методов лечения; узнать, где можно сделать исследования, которые (в бесплатном формате) приходится ждать месяцами.
Конечно, с рекламой медицинских услуг у нас было немало перегибов. И когда несколько месяцев назад власти заявили о намерении запретить рекламу абортов и народных методов лечения,  никто и не думал возражать. Однако на деле инициатива вылилась в абсурд.

Согласно вступившим в силу поправкам в закон о рекламе, которые разработал Минздрав РФ, теперь нельзя рекламировать вообще никакие медицинские услуги и методы лечения. Это нововведение может ударить не только по частным, но и по государственным клиникам.

Клиники оставили без «двигателя»

С нового года медицинская реклама стала абсолютно ни о чем. Людям дают обтекаемые рекомендации по «улучшению жизни» и желают всяческого здоровья. Что имеется в виду — не уточняется. Потому что нельзя. Ведь иначе можно нарваться на огромный штраф, а то и вообще остаться без лицензии.

Как стало известно «МК», изначально в закон предполагалось внести поправки, запрещающие рекламу искусственных методов прерывания беременности и народной медицины. И тем самым привести терминологию нормативного акта «О рекламе» в соответствие с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Но над тем, что получилось в итоге, уже не первый день мучаются даже самые опытные юристы. Как можно понять законодательство, один абзац которого сообщает, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, разрешена — с учетом указания о наличии противопоказаний, необходимости ознакомиться с инструкцией и получить консультацию у специалиста. А другой абзац все то же самое (дословно) запрещает везде, кроме как во время проведения различных медицинских выставок, семинаров и конференций. «Правда, есть оговорка, что речь идет о запрете только тех медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, для проведения которых требуется специальная подготовка. Но других же просто не бывает», — недоумевают известные московские юристы.

Если объяснить на пальцах, то теперь нигде (ни в печатных СМИ, ни по ТВ, ни по радио) нельзя упоминать, что в таком-то центре можно получить услуги по гирудотерапии, в таком-то делают УЗИ экспертного класса, а в третьем разработали собственную методику лечения ожирения. Дудки! Да и вообще — любые журналистские статьи о появлении новых методов лечения в каких-либо государственных учреждениях здравоохранения теперь можно истолковать как рекламные и не соответствующие новому законодательству. Правда, из поля деятельности закона совершенно выпало все то пространство, которое попадает в поисковики Интернета. Получается, в газетах, по телевизору и на официальных сайтах СМИ медицинские услуги рекламировать нельзя, а в Интернете — можно? Неужели эти поправки пролоббировали поисковые системы?

Однако новый запрет уже привел к тому, что найти рекламу медицинских услуг можно разве что в этих поисковиках. Медицинские учреждения лишились возможности информировать потребителей о том, что они лечат или как проводят диагностику, а миллионы людей теперь не могут узнавать об этом. Клиники боятся упомянуть в рекламе что-то лишнее, а СМИ боятся нести за это ответственность. А как же пожилые люди, которые не умеют пользоваться Интернетом? Как же пациенты из отдаленных городов и сел, куда Всемирная паутина еще не доползла? Как быть людям, привыкшим получать информацию по телевидению или из газет, узнавать о новых методах лечения?..

Тем временем Федеральная антимонопольная служба опубликовала на своем сайте разъяснения по сути закона. «Если до сих пор была надежда, что медицинские клиники, имеющие лицензию, все-таки смогут рекламировать свои услуги, после разъяснений ФАС стало очевидным — нет», — говорят юристы. ФАС растолковала все именно так, как многие и подозревали: рекламировать медицинские услуги в масс-медиа больше нельзя. А чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что такое «медицинская услуга», можно обратиться к номенклатуре медуслуг, где таковых упоминается несколько сотен — в том числе, например, УЗИ или даже консультация врача. И получится, что если вдруг какая-нибудь клиника позовет людей на консультации или упомянет в рекламе, что здесь лечат воспаление среднего уха, то она нарушит закон. «Стоматологическая клиника может указывать в рекламе лишь то, что занимается стоматологией, и боже упаси ей уточнить, что, допустим, здесь ставят импланты или новые виды пломб», — поясняет наш юрист.

А вот сами авторы поправок из Минздрава во время прошедшего по данному вопросу совещания в Госдуме пояснили: «Мы считаем, что теперь имеется в виду, что нельзя рекламировать как услуги те методы диагностики, лечения, реабилитации, которые используются врачами. Но это не ограничивает рекламу услуг».

Минздрав может считать все что угодно, но за исполнением закона следят ФАС и другие надзорные органы. Представители ФАС на том же совещании признались, что к ним уже поступило более 300 обращений по этому поводу — и все боятся рекламировать медицинские услуги. Иными словами, они растолковали слова нового закона совсем не так, как Минздрав. Хотя законы нужно писать так, чтобы значение их статей ни у кого не вызывало сомнений и не нуждалось в дополнительных разъяснениях.

Комитет Госдумы по охране здоровья направил письмо министру здравоохранения по сложившейся ситуации. Остается надеяться, что в итоге в законе все-таки появится статья, которая не будет лишать потребителей выбора медицинских услуг.



Партнеры