Владимир Ресин: кризис — это не мертвый сезон!

Московский стройкомплекс переживает не лучшие времена

Московский стройкомплекс переживает не лучшие времена. Городские власти вынуждены сокращать бюджетные инвестиции в строительство, а инвесторы — замораживать новые проекты. Однако в первом квартале 2009 года строители умудрились даже перевыполнить план, сдав в эксплуатацию более 1 млн. кв.м жилья и порядка 20 социальных объектов. По мнению главного прораба Москвы, ставить крест на стройкомплексе еще слишком рано. “Мы вытащили город из череды кризисов 90-х годов, вытащим его и сейчас”, — заявил Владимир Ресин в эксклюзивном интервью “МК”.

— Владимир Иосифович, версии о положении дел на строительном рынке Москвы существуют самые разные. Одни говорят, что 90% строек заморожено, другие — что строительство идет по плану. Как вы прокомментируете эти мнения?

— Я бы хотел сразу разделить два вопроса — строительство в целом и то строительство, которое город ведет самостоятельно, выступая инвестором, на бюджетные средства. Хотя экономическая ситуация в городе в связи с кризисом складывается непростая, все обещания, которые мы дали москвичам, выполняются. Со всей ответственностью заявляю: все запланированные объекты строятся по графику, ни одна социальная стройка не приостановлена.

Конечно, если бы не было тех проблем, с которыми сегодня сталкивается весь мир, мы могли бы запланировать больше. Например, строительство дорог, новых линий метро, городов-спутников требует огромных средств. Но даже те объемы, что выделены сейчас, позволяют нам продолжить реализацию большинства неотложных проектов.

— С какими результатами московский стройкомплекс закончил первый квартал 2009 года?

— Можете мне не верить, но итоги первого квартала оказались даже лучше, чем год назад. Большой скачок был сделан в марте месяце, когда строители набрали темп и выполнили большую часть планового задания. За три первых месяца 2009 года московские строители ввели в эксплуатацию 1 млн 63 тыс. кв.м жилых домов, а за тот же период 2008 года — 1 млн 56 тыс. кв.м. Превышение пусть и небольшое, но в нынешних условиях оно имеет огромное значение. Непосредственно на территории Москвы в первом квартале было построено 718 тыс. кв.м жилья, из них 561 тыс. кв.м, как я уже говорил, — в марте. Кроме того, силами московского стройкомплекса были введены в строй 6 детских садов, два блока начальных классов, 11 физкультурно-оздоровительных комплексов. В первом квартале 2008 года был построен только один ФОК, т.е. объемы строительства по этому направлению выросли в 11 раз!

— Тем не менее регулярно появляются слухи, например, о приостановке реконструкции площади Тверской Заставы или о проблемах Четвертого транспортного кольца. Москвичи волнуются…

— Волноваться не нужно. Еще раз повторю: все городские объекты, в том числе дорожные, находятся в работе, и никаких торможений, тем более остановок нет. Более того, по некоторым объектам мы идем даже с опережением графиков. В частности, раньше срока было пущено движение в тоннеле на пересечении ул. Народного Ополчения и проспекта Маршала Жукова. На тех объектах, где технически возможно ускориться без ущерба для качества и безопасности рабочих, сроки сдачи в эксплуатацию сокращаются.

Что касается площади Тверской Заставы, там есть определенные финансовые трудности у инвестора. Но это совершенно не означает, что работы будут приостановлены. Сейчас обсуждается изменение схемы финансирования этого проекта. Стоимость работ на объекте изменилась в сторону увеличения, потому что пришлось переделывать проекты перекладки инженерных коммуникаций уже после начала подземных работ. Это тоже необходимо учитывать: требуются дополнительные согласования, оценки специалистов. Что и происходит в рабочем порядке, работы идут по графику.

На Четвертом транспортном кольце работы также продолжаются согласно планам, ничего не приостановлено. Кстати, если раньше во многих СМИ нас ругали, говорили, что мы слишком много денег тратим на ЧТК, приводили сравнение с зарубежными странами, то теперь появились прямо противоположные оценки. Независимые специалисты подсчитали и подтвердили, что объем затрат совершенно адекватный, никаких перегибов нет, строительство таких магистралей в центре густонаселенных городов — это всегда дорогое удовольствие. Но необходимое и во многих случаях единственно возможное решение сложных транспортных проблем.

— Возможности столичного бюджета позволяют властям в полном объеме выполнять социальные программы, однако коммерческие застройщики всегда играли не последнюю роль на строительном рынке Москвы. Как быть с ними? Какую помощь готов оказать им город?

— Девелоперы, строящие социально значимые объекты, смогут рассчитывать на отсрочку по арендным платежам за земельные участки. Эта льгота коснется тех участков, строительство на которых еще не завершено. В первую очередь отсрочку получат застройщики, возводящие в качестве обременений по инвестконтрактам школы, поликлиники, магазины шаговой доступности, инфраструктуру. Уже подсчитано, что объем поддержки составит 10 млрд. руб. выпадающих доходов, однако город готов пойти на это, чтобы не допустить долгостроев на социальном фронте и поддержать девелоперов, оказавшихся в непростой ситуации.

Кроме того, мы изменили порядок расчета так называемой доли города в девелоперских проектах. До недавнего времени в расчетах участвовало множество инстанций, что существенно затягивало процесс согласования проекта, а на “выходе” получалась немалая сумма. Теперь “доля города” будет четко привязана к кадастровой стоимости земельного участка, выделенного под застройку. Простая и понятная формула не только ускорит процесс согласований, но и полностью исключит возможность злоупотреблений. А главное — рассчитанная по-новому сумма платежа будет менее обременительной для строителей. Как видите, правительство Москвы уже активно работает над улучшением инвестиционного климата в городе, и мы готовы и дальше двигаться по этому пути, чтобы строительство не останавливалось.

— На какой стадии находится строительство микрорайона Московский в Цхинвале? СМИ пишут, что восстановление Южной Осетии еще не начиналось и люди продолжают жить в разрушенных снарядами домах.

— Все обязательства перед руководством и жителями Южной Осетии московские строители выполняют, работы идут по намеченному графику. До конца августа 2009 года в Московском планируется построить 210 сейсмоустойчивых домов общей площадью порядка 60 тыс. кв. м, два детских сада и школу.

Специально для строительства домов в Цхинвале московскими строителями был построен завод по производству несъемной опалубки в соседнем Владикавказе. Закупленное в Германии оборудование позволяет возводить свыше 80 тыс. кв.м высококачественного жилья в год. Сегодня с завода поставляются комплектующие для строительства 9 малоэтажных монолитных домов в микрорайоне Московский в Цхинвале.

— Каков ваш прогноз на перспективу? Как долго продлится кризис и каковы будут его последствия для строительной отрасли?

— В 90-е годы именно строительство под руководством Юрия Михайловича Лужкова вытянуло нас из череды кризисов, и я уверен, что так будет и на этот раз. Несмотря на нынешний кризис, мы возлагаем на этот сектор большие надежды. Строительство не только обеспечивает рабочими местами более миллиона горожан, оно питает множество смежных отраслей — от производства стройматериалов до общественного питания, тем самым подстегивая экономику в целом. Отчасти кризис даже сыграл нам на руку. В текущих сложных финансовых условиях, когда бизнес отказывается от долгосрочных проектов, у нас появилась возможность сократить отставание по уровню развития инфраструктуры, сформировавшееся во времена инвестиционного бума. Инфраструктурный акцент в городской строительной политике позволит создать необходимый задел для дальнейшего сбалансированного развития Москвы и подвести необходимую базу под крупные инвестиционные проекты, которые будут реализованы ближе к 2015 году. Поэтому я не рассматриваю нынешний кризис как мертвый сезон и призываю не делать трагедии из сложившейся экономической ситуации. Еще раз повторю: это время, которое можно и нужно с выгодой использовать для дальнейшего устойчивого развития города.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру