“Скорая” для города

Почему ЖКХ далеко до швейцарских часов

Скромная профессия работника коммунальных служб, которая никогда не считалась особо престижной, сейчас на слуху. Проблемы ЖКХ обсуждаются всюду — в телевизоре и с думских трибун, на кухнях и у подъездов на лавочках. В преддверии отопительного сезона дискуссии приобретают особую остроту, от яростных споров в квартирах как будто чуть-чуть повышается градус. Увы, ненадолго. Что ждет нас этой зимой? Как к ней подготовились коммунальные службы? Об этом «МК» расспросил главного коммунальщика Подмосковья, министра ЖКХ правительства области Александра Соловьева.

Почему ЖКХ далеко до швейцарских часов

— Подготовка к зиме в Подмосковье в целом завершена, программа выполнена на 99 процентов, — рассказал Александр Геннадьевич. — Однако прогнозировать ход дальнейших событий пока рановато, окончательную оценку нашим усилиям и проведенной работе даст погода, природа. В прошлом году ЖКХ области заняло первое место среди регионов России по подготовке к зиме. Но потом, как вы помните, был ледяной дождь и блэкаут. В новогодние праздники объекты ЖКХ были отключены от промышленного электричества, обесточено 215 вырабатывающих тепло предприятий. Тем не менее даже в условиях блэкаута нигде в области перебои с подачей тепла не составляли более суток. Ни один дом, ни одна котельная не были разморожены. К слову, восстановить размороженную котельную гораздо сложнее, чем починить оборванные провода.

Хотя стихийное бедствие стало настоящим испытанием на прочность для всех коммунальных служб и систем, считаю, что мы его выдержали. Определенный запас прочности у подмосковного ЖКХ все-таки есть, и это закономерно. Мы много лет занимаемся подготовкой к зиме по многоуровневой системе управления, что дает хорошие результаты. Как она выглядит? Первый уровень — правительство области, которое ежегодно отдельным постановлением утверждает план подготовки к зиме в регионе, детально регламентируя, кто и что делает, контролирует исполнение. Второй уровень — министерство ЖКХ области, региональный штаб по подготовке к зиме. Третий и четвертый уровни — администрации муниципальных образований, предприятия и организации ЖКХ. Мы постоянно их контролируем, выезжаем на место смотреть, как идет перекладка коммуникаций, ремонт оборудования.

— А что, они к зиме перестанут готовиться, если не проверять?

— Хороший вопрос. Система управления может быть экономической, а может быть административной. В ситуации, когда тарифы на услуги ЖКХ и энергоносители регулируются, влиять на игроков рынка экономически практически невозможно. Для того чтобы с предприятий ЖКХ можно было спрашивать, как с коммерческих организаций, нужно отпускать цены. Но полностью отпускать их на волю тоже нельзя, ведь ЖКХ — социальная отрасль. Что остается? Административные рычаги, понуждение, ручное управление в режиме в запущенных случаях.

— Если тарифы на ЖКХ все равно регулируется, можно ли сделать их общими для всех жителей Подмосковья? Сейчас мы платим по-разному, в каждом поселке и городе свой прейскурант. Бывает, цены на одинаковые услуги отличаются на порядок. В самом невыгодном положении — деревня, там жители многоквартирных домов платят больше всего.

— На селе, где до сих пор эксплуатируются котлы на угле, коммунальные блага — удовольствие дорогое. В большинстве городов котельные переведены на газ, он дешевле угля и мазута, об этом знает любой первоклассник. К тому же в городе производственные затраты многократно компенсируются за счет большого объема вырабатываемого тепла, большого количества потребителей. В деревне наоборот — котельная часто обогревает десяток домов. Но даже в границах отдельно взятого города себестоимость производства единицы тепла в разных котельных будет неодинаковой. Это зависит от оборудования, вида топлива, износа сетей. Добиться одинаковой себестоимости производимой продукции нельзя по определению.

Только в том случае, когда сеть котельных объединена в некое крупное предприятие — а это сделано в ряде районов, — издержки производства покрываются за счет внутреннего оборота предприятия: прибыль одних компенсирует убытки других. Тогда тарифы выравниваются внутри сектора обслуживания.

Теоретически это можно сделать и в масштабах губернии. Но для этого нужно соединить предприятия по выработке тепла в один мощный холдинг, предположим, создать ОАО «Мособлтепло». В этих условиях реально установить общий для всех жителей области тариф на тепло и горячую воду, как в Москве.

Создать такую систему было бы идеально. За счет ресурсов мощного холдинга можно вытаскивать слабые звенья цепи, вкладывать в устаревшие предприятия, находить для них оптимальные технологические решения. Сегодня на многие кочегарки не взглянешь без слез, какие там могут быть инвестиции? Мощный холдинг давно бы решил их проблемы.

К слову, в печально известном Сергиево-Посадском районе, в Кашире, при разукрупнении убыточные котельные отделили и бросили. Убыточными, догадаться нетрудно, оказались сельские кочегарки, прибыльными — городские котельные. Итоги плачевны. Городские коммунальщики снимают сливки с тарифов, а сельские жители получают некачественные услуги.

— На днях правительство области заявило о создании в Подмосковье единого расчетно-кассового центра ЖКХ. Как он будет работать?

— Сразу оговорюсь, что эта структура не имеет ничего общего с конторой по рассылке квитанций, сбору платежей от населения и хранению денег. У центра другие задачи и функции. Прежде всего она будет в режиме онлайн контролировать прохождение денег за услуги ЖКХ, начиная с момента, когда потребитель оплатил счет в банке, и заканчивая получением этих денег поставщиками услуг и энергоресурсов. Во-первых, из центра станут следить, чтобы платежи за потребляемые услуги правильно начислялись, а во-вторых, чтобы они своевременно, день в день, перечислялись по назначению. Если говорить упрощенно, то задача такая: с помощью имеющихся компьютерных программ иметь возможность увидеть неправильный платеж и максимально быстро пресечь попытку нецелевого расходования средств.

Что я имею в виду? Предположим, управляющая компания собирает с жильцов деньги, аккумулирует их у себя и не платит за тепло и за горячую воду, потом ее отключают в домах, как было в Сергиевом Посаде, Солнечногорске. Теперь каждый платеж станет прозрачным. Нельзя будет крутить квартплату в банках, прятать в офшорах, повышать себе, любимым, оклады или выписывать бонусы.

У управляющих компаний больше не будет доступа к этим деньгам. Они получат программный продукт, а компьютер вместо них разберется с платежами от населения. Поступили деньги на счет — платеж сразу же разделяется. Столько-то энергетикам, газовщикам, водоканалу, теплосети, утилизаторам мусора и часть УК — на зарплату персоналу, на метлы, лопаты и скребки. Четверть всех платежей в среднем по области составляет оплата деятельности УК.

Организации, которые будут в этой системе работать, газовые компании, энергетики — готовы с нами сотрудничать и понимают проблему. Ведь нынешним летом перед ними образовались большие долги за энергоресурсы, потребленные зимой.

На сегодняшний день единые расчетно-кассовые центры уже работают в 5 муниципальных образованиях — в Лосино-Петровском, в Шатуре, в Орехово-Зуеве и др. Сейчас мы прилагаем колоссальные усилия, чтобы эту систему отшлифовать, она обязана действовать ювелирно и безошибочно. Сложность в том, что ее надо переформатировать на масштаб региона, причем в короткие сроки.

фото: Сергей Иванов

— В августе область выделила городам и районам, которые погрязли в долгах перед поставщиками энергоресурсов, 657 миллионов рублей. Почему это сделали? Кто воровал, тот пускай и расплачивается.

— Сейчас в 14 муниципальных предприятиях жилищно-коммунального комплекса идут аудиторские проверки. Выясняются причины образования долга. В каждом отдельном случае они разные, бывает, что и поставщики энергоресурсов завышали счета. А деньги, выделенные правительством области, расходуются на то, чтобы остановить рост процентов по долгам и кредитам, погасить их и тем самым запустить механизм ликвидации задолженности. Платить за чужие грехи область не собирается. Списание долгов между субъектами такого ранга тоже не предусмотрено, за исключением банкротства предприятий, чем сейчас некоторые и пользуются, к слову, не вполне законно. Самое главное, чтобы оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность в населенных пунктах, максимально находилось в муниципальной казне. Тогда будет легче расшивать долги.

— Помимо неплатежей у подмосковного ЖКХ есть и другая беда: военные городки, коммунальную инфраструктуру которых генералы должны были передать в ведение муниципалитетов, но не сделали этого.

— Третья часть городков входит в зиму неподготовленными, и проблемы там, видимо? будут. На территории области в жилищном фонде, принадлежащем Минобороны, проживают 200 тысяч человек — население такого города, как Подольск. По нашим оценкам, готовность к зиме «военных» домов не превышает 60 процентов, готовность объектов по выработке тепла и коммунальных сооружений — не больше 70.

Губернатор области Б .В. Громов неоднократно обращался в Минобороны — либо ускорьте передачу, либо занимайтесь коммуналкой как положено. Летом область предлагала военным принять от них на баланс муниципалитетов 154 котельные, которые нуждаются в серьезном ремонте, предложение проигнорировали.

Мы знаем адреса, где возможны аварии, сбои, и готовы помочь населению. Это будет сделано при помощи мобильных систем жизнеобеспечения, которые спасли регион во время прошлогоднего ледяного дождя. К слову, у нас в Подмосковье лучшая в стране аварийная коммунальная служба «скорая помощь» ЖКХ региона. Это областное бюджетное предприятие, в котором работают классные специалисты, способные, словно пожарные, по сигналу тревоги сорваться в любой уголок Подмосковья. В «скорой» сосредоточен надежный запас материально-технических средств, мобильных электростанций, насосных станций и прочего оборудования, что позволяет нам в экстренной ситуации быстро налаживать автономное жизнеобеспечение в масштабах городского микрорайона. На местах знают об этом и часто к нам обращаются.

— И последнее. Когда в Подмосковье затопят?

— Когда среднесуточная температура в течение пяти дней будет ниже плюс 8 градусов. Это правило не распространяется на детские сады, школы, больницы, где начинают топить раньше, «по самочувствию». Этой осенью ранние холода не предвидятся, поэтому мы рассчитываем устранить до их наступления недоделки. На сегодняшний день работы продолжаются на 65 проблемных объектах, Они-то и составляют 1% не подготовившихся к зиме. Если к началу сезона там не успеют, мы примем дополнительные усилия по обеспечению жителей теплом и горячей водой.

— Отправите «скорую помощь»?

— Не исключаю.

Материалы по теме: 

Рвачи полетели

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру