Отечество их заслужило

Путин вручил ордена Кобзону и Шахназарову

...В среду вечером в Кремле, в роскошном Екатерининском зале, около 40 именитых артистов, ученых, военных, космонавтов получили различные награды из рук Президента России Владимира Путина. Среди награжденных Сергей Женовач, Геннадий Гладков, Генриетта Яновская, Эдуард Володарский, Борис Эйфман, Александр Бурганов... Иосифу Кобзону (орден «За заслуги перед Отечеством» I степени) и Карену Шахназарову (тот же орден IV степени) мы позвонили перед самой церемонией (напомним, указ о награждении был подписан еще в июне).

Путин вручил ордена Кобзону и Шахназарову

Иосиф КОБЗОН: «А „мафия“ получает награды в Кремле!»

— Иосиф Давыдович, Вы всю славу имеете, которую только можно, награждение что-то решает для вас?

— Событие значимо не столько для меня, сколько для моего жанра, для моих коллег по цеху: до сих пор эстрадного артиста столь высокой наградой не одаривали. Полных кавалеров немного, иных из них уж нет... Так что это большой праздник, день подведения итогов: я полвека проработал на эстраде, и верховная власть признала в моем лице наш массовый жанр.

— Это здорово, но вы постоянно поднимаете тему, что падает образовательная планка молодежи, приходящей на эстраду...

— Рынок, увы, поглотил такое понятие, как «интеллектуальный уровень», нанеся непоправимый ущерб. Я ведь организовал в 1984 году отделение эстрадного вокала при институте им. Гнесиных, для того чтобы как раз ответить на ваш вопрос — повысить уровень... Но вышли они в тот момент, когда рынок прекратил массовые концертные выступления по стране. Люди остались голодными и без работы. И я ничем им не мог помочь. Неудивительно, что желание получать образование дальше у них отпало. Да и сейчас в образовании нет необходимости.

— Вспоминая о вас, мы все время говорим: это ж насколько надо любить жизнь, чтобы, заряжая энергией других, столько лет не уходить с эстрады...

— Уйду-уйду! (Смех в трубке.)

— Нет, правда, это гены?

— Нет, не гены, никакого феномена во мне не ищите, я такой же, как все. Просто огромное желание. Когда я только начинал петь по 2–3 сольных концерта в день, мои коллеги тоже смотрели с удивлением на это: либо у него луженая глотка, либо иной физиологический феномен. Да нет, просто огромная любовь к своему жанру. Вот спрашивают: вы 52 года выходите на сцену — не волнуетесь перед концертом? Да как не волноваться? Тот, кто перестает волноваться, превращается из артиста в ремесленника. Ты должен быть одухотворен, это же жизнь! Для меня сцена — храм. Любовь. Да все вообще! И не ухожу не для того, чтобы что-то доказать своим примером, а потому, что без этого не могу. Но... надо наступить себе на горло. Что я и сделаю. Ведь и отношение зала меняется, и время меняется, другие герои... Поэтому я благодарен президенту, что он подвел черту под моей творческой жизнью.

— Вы хотите сказать, что дадите юбилейные концерты (тур от Питера до Израиля), и все?

— Ну да, в этом году хочу закончить концертную деятельность.

— Может, не очень уместный вопрос, но все же: вы внутренне смирились, что американцы отказали вам в визе?

— Я не смирился: жду продолжения дела, но не для себя — я вообще не собираюсь туда ехать, у меня нет никакого желания (кроме того, что было желание попрощаться с поклонниками-соотечественниками)... Просто обидно, что государство мое не может отстоять достаточно титулованного своего гражданина перед Соединенными Штатами. Дело не в Кобзоне, а в защите, повторяю, гражданина.

— Но МИД пытался что-то сказать...

— И МИД пытался, и Госдума, и уважаемый президент давал указание разобраться, но увы... И ладно бы это касалось только меня: американцы ведь никому — ни жене, ни детям моим — не выдают визу, как они говорят, бенефицианты мафии Кобзона. Что ж делать. А «мафия» получает высшую награду в Кремле, «мафия» сидит в парламенте, «мафия» продолжает публично работать. Что ж, как говорил Ростропович, «я не считаю, что жить в одной стране — это наказание».

Карен ШАХНАЗАРОВ: «Российское кино перестало существовать»

— Карен Георгиевич, насколько это награждение значимо для вас?

— Как говорится, всегда приятно что-то получить. Но искренне могу сказать, что сам никогда орденов не добивался, не ставил своей задачей...

— Иные борются за степень — вторую там или третью...

— Нет, я не принадлежу к таким людям. От человека остаются не ордена, а то, что он сделал на земле. От меня, наверное, картины останутся. Может быть, «Мосфильм» (если это оценят). А ордена... Вот у моего покойного отца было очень много орденов, но среди них лишь два по-настоящему значимых: Красной Звезды и Отечественной войны, те, которые он еще на фронте получил. Это другое дело!

— А на гражданке все иное?

— Ну естественно: «за выслугу лет» там и так далее. С другой стороны, и орден «За заслуги» получить приятно, чего кокетничать?

— Многие деятели кино сто раз повторяли максиму: вот «Ленфильму» бы такого Шахназарова. Скажите, как в себе совмещаете творца и администратора?

— Ой, о себе трудно говорить. Потому что далеко не все в жизни делаю осознанно. Ну как вышло с «Мосфильмом»? Так как-то, шаг за шагом... Хотя известная связь между режиссером и администратором есть: если ты не умеешь организовать съемочный процесс, не обладаешь этими качествами, то ничего и не снимешь. Так что профессии близкие...

— Вопрос банальный и главный при этом: как оцениваете состояние российского кино? Вроде фильмов много выпускается, а в сухом остатке — пшик...

— Я так скажу: у нас кино-то практически перестало существовать. Мы этого добились! Ну сами посмотрите на экраны, разберитесь — наше кино не идет вообще. Проехал по центру — нету его реально. Картины 3–4 было в этом году. Мне удалось прокатать «Тигра», еще кому-то...

— Прекрасный «Фауст» Сокурова...

— Да не было у «Фауста» в сущности проката. Так, чистая формальность... И то, что происходит сейчас, — дело нехорошее. Надо себе признаться, что российское кино мы потеряли. И не заниматься самообманом — фестивали там якобы... Нет кино. Чем заняты мощности «Мосфильма»? Процентов на 70 это телевизионная продукция — такая вот реальность. То есть за все это время (после развала СССР) мы не смогли создать правильной организации кинопроизводства. Чего стоит только разделение на два центра финансирования — на Минкульт и на Фонд... Но это же себя не оправдало! Государственный центр, занимающийся проблемами киноиндустрии, должен быть ОДИН, как раньше было Госкино. А то имеем то, что имеем... Вон на «Мосфильме» у нас — сплошные западные картины: тиражируем их, дубляж делаем (ими заполнены мощности процентов на 30). И ни одного российского фильма! Вот так. Но хочется верить, что дела наши плохи, но не безнадежны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру