Учебник все стерпит

Почему качество школьных пособий стремительно ухудшается

По утверждению Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, качество книг, по которым учатся наши дети, стремительно падает. Ибо лоббирование интересов коммерсантов в законе, регулирующем деятельность сферы издательства школьных учебников, привело фактически к монополии одной компании и простору для коррупции.

Почему качество школьных пособий стремительно ухудшается

— В сфере создания и выпуска школьных учебников складывается катастрофическая ситуация, — заявляет Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. — Ситуация ухудшается уже около двух лет и сейчас достигает своего апогея, когда из отрасли уходят все издатели, вытесняемые монополистом, диктующим условия, а педагоги стонут от неграмотно составленных учебников, по которым они должны учить детей.

— Что изменило ситуацию к худшему?

— В 2010 году вышел приказ Минобрнауки № 428, который, по мнению большинства экспертов, серьезно подкосил всю отечественную систему создания учебно-методической литературы. Приказ якобы был направлен на упрощение жизни авторов и издателей, но вышло все, как обычно, наоборот... Сегодня мы в полной мере видим неутешительные результаты этих двух лет.

— В чем конкретно заключаются эти результаты?

— Раньше на экспертизу принимались фактически рукописи учебников — без иллюстраций и прочего оформления. Если по содержанию все было хорошо в принципе, то учебник «допиливался» после одобрения. Но сейчас нужно сразу представлять готовый, подготовленный к печати оригинал-макет или даже изданную книгу! Т.е. издателей и авторов вынудили проводить огромную и затратную работу без каких-либо гарантий принятия учебника «на вооружение» в итоге. Раньше, до приказа, предварительная экспертиза (так называемая «экспресс-оценка») новых учебников позволяла не финансировать создание заведомо неудачных учебников, и если не было одобрения рукописи, то далее разработка не велась. Сейчас же от авторов, предлагающих учебник, требуется полноценная экспертиза всего редакционно-издательского цикла — очень длительная и дорогая. И если уже готовый (!) учебник не проходит комиссию — затраты никто не возвращает, что приводит к удорожанию всех последующих разработок и росту цены итогового продукта. Кроме того, экспертиза производится анонимно, что приводит к отсутствию гарантии добросовестности эксперта, допустившего плохой, некачественный учебник до детей.

— Дает ли нынешняя ситуация простор для коррупции?

— Разумеется! В прошлом была возможность диалога автора и эксперта в процессе экспертизы — автору учебника могли указать на неточности, которые он быстро исправлял. Сейчас дискуссия отменена, и ситуация стала напоминать «суд без адвоката» — автор или группа авторов приносит проект новой книги и ожидает одобрения в виде «подходит» или «не подходит». Какой эксперт это решает, с какой квалификацией — неизвестно... Коррупционная составляющая налицо — кто-то «занес» — и его учебник одобрили... И концов не найти!

Тем же, кого «завернули» с их проектом, теперь не дается шанса оперативно исправить недочеты (даже если это мелкая пунктуационная ошибка) — им светит только новая экспертиза с новой стопроцентной оплатой и рассмотрением их заявки через год. И даже апелляцию в РАН и РАО, как раньше, теперь подать невозможно, что формирует условия для абсолютного произвола...

— Традиционный вопрос: кому выгодно?

— Сегодня, по оценкам специалистов, от 70 до 90% российского рынка учебников принадлежит всем известному и знаменитому с советских времен издательству «Просвещение», которое находится в частных руках. И после выхода приказа № 428 оно получило колоссальные конкурентные преимущества перед другими издательствами.

— Какие положения приказа наиболее явно выглядят лоббирующими интересы монополиста?

— К примеру, то положение приказа, которое требует от всех издателей учебников представлять новые книги в виде полностью подготовленного к печати оригинал-макета. Дело в том, что огромный объем визуального материала (картинок, схем, графиков) нельзя просто «скачать в Интернете» — их качество и вид строго оговариваются, и издательствам остается только делать их самим с нуля (что сложно и затратно) или приобретать. Но все государственные фонды иллюстративных и методических материалов сегодня принадлежат издательству...

— Как нынешняя ситуация отражается на конечном продукте — учебниках?

— Снижать цены и повышать качество продукта можно только на конкурентном рынке, а в непрозрачной структуре экспертизы и при отсутствии системы апелляции, которая образовалась сегодня, всегда процветает коррупция со стороны монополиста. Работа мелких и средних издательств становится убыточной и бесперспективной, и они постепенно сворачивают эту деятельность, поскольку в нынешней ситуации делать хороший учебник — дорого, а вероятность его принятия и издания — низкая... А монополисту уже не нужно заботиться о качестве — не имея врагов, он может спокойно заняться снижением издержек, результат которых — слабые и неудачные учебники. И, конечно же, возникает полная свобода в формировании цен, назначать которые произвольно монополисту никто не мешает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру