Окопная правда

Теленеделя с Александром Мельманом

Не знаю, сознательно это было сделано или нет, но «Штрафбат» режиссера Николая Досталя идет на «России» каждый божий вечер по нескольку серий сразу. Может, они его приурочили ко дню начала войны, 22 июня? Или здесь есть второй смысл? Ведь сейчас депутат Яровая очень хочет принять закон о том, чтобы никто больше не клеветал на нашу Советскую армию, на то, как доставалась Победа. А еще, помните, один политик сравнил СМЕРШ с СС? Вот и выходит, что «Штрафбат» — это ответ «Чемберлену» со стороны госканала. Или со стороны самого государства?

Теленеделя с Александром Мельманом

Но СМЕРШ в фильме показан действительно непотребно. Даже не важно, какая должность при этом у «героя» Романа Мадянова, но это был настоящий гад. Штрафбатников пускали по минному полю, в бесчисленные атаки на убой, энкавэдэшник этот из особого отдела подозревал всех и каждого, мстил не по-детски, давал санкции на пытки, избиения…

Так, может, вранье это все, нельзя так про Красную Армию?! Но если это было, если правда? Закон о клевете в свете Нюрнбергского процесса еще не принят, но когда примут, будет поздно. Тогда «Штрафбат» совсем запретят или купюры сделают?

Пока еще можно. А вот чего нельзя, стало ясно после показа на той же «России» фильма «Брат» светлой памяти Алексея Балабанова. Помните, два бандита и Данила Багров с ними приходят на хату замочить других бандитов? Вдруг на пороге этой квартиры парень, режиссер на радио, который ошибся дверью. И вот один из будущих жмуриков прямо так и говорит: «Не люблю я этих режиссеров, все они…» — люди нетрадиционной сексуальной ориентации, скажем так. Так вот эту фразу из фильма вырезали на самом интересном месте.

Значит, так говорить публично уже нельзя. А показывать окопную правду еще можно. Пока еще можно. Такое впечатление, что мы еще не в полном маразме. Но на пути к нему.

Космическая красота

Вот и завершилась триумфальная эпопея первой женщины-космонавта Валентины Терешковой на нашем ТВ. 50-летию ее беспримерного полета посвящается… Сюжеты в новостях, ток-шоу и финал-апофеоз — «Сегодня вечером» у Андрея Малахова. Так кончается земная слава. А начиналась ли?

Конечно! Она приземлилась где-то в Казахстане, а потом, как водится, проехалась по Москве вместе с товарищем Хрущевым под нескончаемые овации восторженного народа. Люди тогда сами выходили — никто их не гнал по разнарядке — и радовались как дети. Вот счастье-то было!

Еще жив был Гагарин, наш первый и главный символ, многие были живы. Космонавтов тогда все считали героями, и по праву. Страна оказалась первой во Вселенной, и это так одухотворяло.

Однако потихоньку герои космоса стали сходить на нет, как и вся страна, впрочем. Об их полетах уже не сообщали первой новостью в программе «Время», дети больше не хотели им подражать. Мода на полеты во сне и наяву исчезла как дым.

Про Терешкову перестали вспоминать. Вообще. Да что про Терешкову, даже про Гагарина лишь иногда, и то только по большим праздникам. Но Гагарина больше нет, к несчастью, а Терешкова жива. Но и ее как будто бы не было.

Это же просто удивительно: человека-легенду, главную женщину страны забыли. А ведь она бренд, как ни крути. Как Большой театр, об этом еще бывший президент Медведев сказал. Но Большой, кажется, утопил свой бренд в серной кислоте, и что у нас осталось тогда?

Вся наша власть состоит из пиара самой себя, любимой. Мы часто не видим ее позитивных, правильных действий в жизни, зато узнаем об этом по телевизору. С приходом к власти нынешнего президента у нас в ходу советские символы. Так, для раскрутки: гимн, армейский красный флаг… ТВ наполовину состоит из ностальгических передач, из фильмов того периода. Ну что ж, замечательно — какие зрители, такие и тренды.

Но как можно забыть Валентину Терешкову? Ее-то надо было показывать все эти последние сумасшедшие 20 лет со страшной силой. Чтоб она не вылезала из ящика, учила нас жизни, уму-разуму. Ну а кто же еще? Первая женщина-космонавт как гордость нации. Она здесь, с нами, и мы ее любим — так это должно быть на картинке.

Значит, не любим. Но вот вспомнили, через полвека после ее полета. Ей уже хорошо за… но выглядит Валентина лучше прежнего. «Надо на три дня полететь в космос, вот вам и рецепт ее молодости», — тонко заметил у Малахова знаменитый советский диктор Игорь Кириллов. Да, ни тебе подтяжек, ни ботокса. Космическая красота!

И уже не важно, что Терешкова из коммунистов перебралась в «Единую Россию», что подписала «антисиротский закон». А Гагарин, был бы жив, что бы сейчас делал? То же самое? Терешкова-то с нами, и таких людей у нас больше нет. Это редкость большая, она в Красной книге. Так почему же только сейчас, черт побери, мы узнали, что она великолепная бабушка, мама и теща, что умеет дружить, что любит русские песни и Александру Пахмутову с Добронравовым, что классно танцует?

Национальное достояние №1, по непонятным причинам забытое, но не побежденное. А Малахову опять спасибо за душевную атмосферу.

Любовь втроем

Наконец я понял, для чего нужны на нашем ТВ Борис Берман и Ильдар Жандарев. Нет, конечно, они нужны в принципе, так как являются одними из очень немногих культурных людей в этом безумном ящике. И еще они нужны как память о лучших людях. Когда лучшие люди уходят из жизни, программа «На ночь глядя» идет с ними в повторе. А мы вспоминаем и плачем. Те, кто еще умеет вспоминать и плакать.

Но вот недавно к Берману и Жандареву в гости пришел целый Стас Михайлов. Ага, думаю, докатились, мои хорошие, уже до мышей дошли. В смысле, до Стаса Михайлова. Да как же вам не стыдно, друзья, уже начал гневно, но пока еще мысленно наезжать я, да это ни в какие ворота не лезет!

Но Стас сидел перед опытными ведущими и в ус не дул. А дул в свою известную всей стране бороденку, на голубом глазу рассказывая о том, как он дошел до жизни такой. Борис щурился, Ильдар ехидно улыбался: вот-вот они разденут догола этого кумира российских разведенок.

Но время шло, а Стас все не раздевался. Вернее, он показывал себя с другой стороны, с самой лучшей. Не приукрашивал, говорил, что да, не поэт. Что был момент, еще в Питере, когда казалось, что он просто никто, уже ничего не получится и надо уезжать опять в Сочи, где темные ночи. Михайлов поразил спокойствием и адекватностью, нормальностью.

Берман и Жандарев всегда говорили, что очень любят своих героев. Но ведь даже любя можно выводить их на чистую воду. Что они периодически и делали. Только здесь получилась любовь втроем. Я не смеюсь, не издеваюсь, а наоборот, принимаю это как должное. Мне очень понравился Стас Михайлов после этой программы. Кажется, я даже понял его как человека. И еще понял, зачем, кроме всего прочего, нужен на ТВ человек по имени Берман—Жандарев. Чтобы примирить нас с действительностью.

Третий — футболист

Было у отца три сына: двое умных, а третий футболист. Это анекдот такой, похожий на правду. Ведь считается, что в футбол, в отличие от хоккея, играют все-таки не совсем настоящие мужчины. И мыслят они исключительно на уровне нижних конечностей, а голова им нужна только лишь для того, чтобы бить по воротам. И промахиваться, конечно.

Мне всегда было жалко спортивных журналистов, особенно когда им приходилось брать интервью у представителей самого популярного вида спорта. Это не артисты, конечно, не телезвезды какие-нибудь. Подойдешь к нему с диктофоном, а он ни бэ, ни мэ, ни кукареку. Зато через слово смачно прикладывается к великому и могучему. Разговорить такого человека, а иногда вложить в его уста свои мысли — здесь большое мастерство нужно. Профессиональное.

За последние много-много лет в неспортивную ТВ-программу футболиста приглашали лишь однажды. Это был Сергей Овчинников, Босс, если кто не знает, вратарь сборной и «Локомотива». Его взяли к себе на часок девушки из «Школы злословия» — Татьяна Толстая и Дуня Смирнова (тогда еще совсем не Чубайс). Правда, Овчинников за сборную уже не выступал, а через пару дней после этой передачи мы великолепно проиграли Португалии 1:7. Но Босс запомнился: выражал свои мысли на отличном литературном русском, а совсем не матерном, да и мысли эти были по-своему уникальны. Помню, он обаял тогда девушек по самое не балуй. Но этот замечательный эфир случился один лишь раз, почти десять лет назад. Прошел и давно уже испарился.

И вот на днях на канале «Культура» «Линия жизни» с Никитой Симоняном. Что это был за мужчина! Человеку 86 лет, но он просто прекрасен. Опять же, говорит как пишет, да так артистично. Вот это и есть старая советская школа!

А он ведь действительно легенда. Спартаковец до мозга костей, 63 года назад установивший суперрекорд по забиванию голов в одном чемпионате — 34. Да, в 85-м Олег Протасов забил 35, но мы же помним, как его тянули на «Золотую бутсу». Только он все равно ее не взял, уступил Ван Бастену.

Симонян стал еще олимпийским чемпионом-56, сыграв в финале вместо Эдуарда Стрельцова. И тренером оказался великолепным, сотворив чудо с ереванским «Араратом», в 73-м выиграв сразу чемпионат и Кубок.

Он рассказывал о своей линии жизни, будто артист на сцене. Не фальшивя ни одной ноткой, не притворяясь. Легко и непринужденно, хотя жизнь его, само собой, была не слишком проста.

Великий футболист, и сейчас оказавшийся на высоте. Вот что такое культура.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру